Современный город, как и интерьер, сегодня не мыслится без искусственного освещения. В развитых странах не только все города, но и населенные пункты, и многие загородные магистрали имеют стационарное электриче ское освещение, часто решенное в форме световой архитектуры.
В нашем городе освещение широко используется для выявления архитектурного облика отдельных выразительных памятников истории и культуры, а также современных зданий, будь то офисы, торговые центры или жилые здания. Средства искусственного освещения – источники света и осветительные приборы – становятся сопутствующими элементами архитектуры.
Во многих случаях свет этих источников заменяет или дополняет естественный свет и создает среду, отвечающую высоким требованиям эстетики и комфорта. Разработка проекта архитектурно-художественной подсветки зданий – сложная задача, успешное решение которой предопределяет архитектурный облик здания в темное время суток. Уже на стадии эскизного проекта архитектор должен привлекать к работе специалиста-светотехника, который раскрывает перед ним возможности новой техники искусственного освещения.
Цели создания архитектурной подсветки зданий могут быть следующими: практическая функция – выделить и подчеркнуть информативные знаки; декоративная функция – отметить архитектурные особенности строения и создать уникальный запоминающийся образ самой конструкции; имиджевая функция – передать специфику располагаемой в здании фирмы или организации, ее фирменный стиль, цвета, эмблему и пр.; маркетинговая функция – привлечь внимание, заинтересовать.
Декоративная подсветка – это практически всегда максимально яркие и запоминающиеся образы, которые создаются за счет использования множества разнообразных приборов. Декоративная архитектурная подсветка фасадов зданий — дело достаточно непростое: создаваемый ночной облик здания должен быть ярким, но и при этом оставаться достаточно гармоничным по отношению к окружающим архитектурным постройкам, т.е. не должен быть вычурным или чрезмерным.
В некоторых странах существуют даже целые стандарты освещения улиц, согласно которым архитектурная подсветка должна быть выдержана в одном стиле и близкой цветовой гамме. Имиждевая подсветка – одна из основных разновидностей концепции продолжения в ночном облике здания его дневного вида. Такая подсветка заключается в подчеркивании архитектурных деталей здания и придании ему красок, отражающих фирменный стиль организации. Подобная подсветка отличается особой сдержанностью и консервативностью.
Маркетинговая составляющая подсветки – это своеобразное продолжение декоративной функции. Такая подсветка должна быть яркой и броской. Это своеобразная реклама, но привлекающая потенциальных клиентов не информативным содержанием, а яркой «обложкой». Рассматривается шесть типов освещения фасадов зданий: контурный, заливающий, локальный художественный, комбинированный, скрытый, силуэтный. Иногда архитектурная подсветка фасадов зданий может не соответствовать особенностям его построения.
Имеется в виду тот факт, что возможно создание на сооружении особого рисунка, который не становится продолжением его архитектурных особенностей, а является специально созданной иной «картинкой». Разработку систем освещения фасадов зданий выполняют инженеры-светотехники, работающие в области реализации проектов масштабной декоративной подсветки крупных сооружений.
Подсветка фасадов зданий предполагает учет следующих факторов: общей стилистики окружающего ландшафта; индивидуальных архитектурных особенностей объекта; типа помещений, которые находятся в освещаемом здании; материала, из которого выполнен фасад. Современное архитектурное освещение невозможно представить без линеек светодиодных модулей. Они очень гибко могут образовывать меняющие оттенок цветоформы. Благодаря новейшим светодиодным технологиям архитектура наполняется уникальными светоцветовыми образами.
Небольшие светодиодные линейки при желании можно встроить в любой элемент здания: в трубу, поручень лестницы, перила ограждения, нишу или арку, при этом эффект от такой подсветки получается просто изумительным. Эффективность, энергоэкономичность, приемлемая стоимость расходников значительно экономят затраты на подсветку. А если учесть, что светодиоды не перегорают даже через 20 лет непрерывной работы, а цветовая гамма светодиодного освещения намного разнообразнее традиционных источников света, то становится ясно, как трудно найти им альтернативу.
Кроме того, многократные переключения, необходимые для создания нестандартных светодинамических эффектов, никоим образом не сказываются на их долговечности. Приводятся примеры архитектурно-художественной подсветки различных объектов.