Одной из лучших церквей, выстроенных по проекту Эдуарда Мофе, следует назвать церковь св. Фомы в Хануэлле (1930-1932). Ее можно считать в некотором отношении предшественницей проекта того же архитектора для Гильдфорского собора, получившего первую премию на конкурсе 1930-1931 гг. Церковь св. Фомы прямоугольная в плане с несколькими помещениями — капеллой, так называемым «детским уголком» и ризницей, окружающими алтарь, имеет квадратную башню, поднимающуюся над помещением «детского уголка». Наружный вид здания характеризуется гладкими кирпичными стенами, узкими высокими окнами нефа и круглым окном с распятием работы Эрика Гилла с восточной стороны. Железобетонная конструкция перекрытия состоит из нижнего свода и верхней двускатной крыши. Между ними бетонные ребра перекинуты через нефы и упираются в контрфорсы в то время, как второстепенные ребра начинаются от шелыг крестовых сводов.
Интересно устройство контрфорсов. Эдуард Мофе использовал принцип Ливерпульского собора Джайлза Скотта где конструкция, состоящая из контрфорсов и аркбутанов, объединена в одну цельную массу, а крыша боковых нефов поднимается значительно выше между мощными контрфорсами, доходящими до аркады главного нефа. Боковые нефы пробиты через всю конструкцию как туннели. В церкви св. Фомы в Хануэллее небольшие арки боковых нефов также пробиты в контрфорсах, причем контрфорсы составляют часть поперечных арок. Внутренние стены облицованы искусственным мрамором, и длинные чистые линии арок создают в этой небольшой церкви настроение торжественности.
Тот же прием — массивные контрфорсы, соединенные небольшими арками, переброшенными через неф, — был использован и в некоторых других церквах рассматриваемого периода. Заслуживает внимания церковь св. Вильфрида в Эльм Греве (Брайтон), выстроенная но проекту архитектора Гудхарт-Рендель в 1933 г. Бетонный пятигранный свод внутри кирпичной церкви состоит из ребер и панелей, причем нижние части ребер утоплены в верхней части кирпичных контрфорсов. В этом сооружении больше монументальности и строгости, чем в изящной церкви архитектора Мофе. Церкви св. Колумбы в Энфильде и св. Христофора в Норрисгрине в Ливерпуле характерны для творчества архитектора Бернарда Миллера. Церкви выстроены из кирпича и эффектны гладкими поверхностями стен; в обеих ощущается воздействие романского стиля, но каждая из них обладает и своими оригинальными чертами. В церкви св. Колумбы внимание концентрируется на алтаре, как на главной части здания; это достигается тремя уступами крыши, повышающейся к алтарю. Эффект становится особенно сильным, когда идешь вдоль церкви по направлению к алтарю.
Церковь св. Христофора, имеющая в плане форму креста, завершается низкой квадратной башней над средокрестием. Боковые нефы отсутствуют, внутреннее пространство перекрыто параболическими арками с заполнением в виде панелей.
Церковь св. Христофора
В церкви св. Христофора в Норрис Грин применены стальные ребра, облицованные искусственным мрамором. Самым ранним примером применения параболических железобетонных ребер, идущих от самого пола и образующих главную часть конструкции, могут служить конструкции церкви св. Иоанна Крестителя в Моленбеке (Брюссель), спроектированной М. Дионгром, и церкви св. Веры в Ли на Соленте, спроектированной Джоном Сили и Полем Пейджет. Строительство первой церкви было закончено в 1929 г., а второй в 1932 г. Конструкции церквей сходны с конструкцией выставочного павильона в Брно с тем отличием, что в обеих церквах введены боковые нефы и ребра, утолщающиеся к низу наподобие контрфорсов, прорезаны параболическими арками боковых нефов.
Принцип конструкции идентичен конструкции готической церкви св. Фомы в Хануэлле. В церкви св. Иоанна Крестителя в Моленбеке параболические ребра делятся на три части и завершаются двухскатной крышей, причем это трехчастное деление выражено и во внешних формах церкви. Церковь св. Веры в Ли. на Соленте гораздо меньших размеров, двухчастная, но ее внешний вид не соответствует внутренней структуре; она представляет собой здание с маленькими окнами, с простой черепичной двухскатной крышей. С южной стороны церкви расположены капелла, портал и ризница, скат крыши нависает над центральной частью, фланкированной двумя входами. В данном случае по наружному виду здания никак нельзя судить об его интерьере, интересном и оригинальном по сравнению с его очень обычными фасадами.
Тот же принцип конструкций использован и в маленькой церкви св. Филиппа в Осмондторпе (Лидс), выстроенной по проекту Ф. Чарльтона в 1932 г. Арки и здесь идут от самого пола, но их очертания близки к полукругу. Боковые нефы отсутствуют, плоские части перекрытия опираются на арки и верхнюю часть стен, в то время как средняя часть перекрытия состоит из трех рядов железобетонных панелей, заполняющих пространство между арками. Снаружи перекрытию соответствует двухскатная черепичная крыша. Создается впечатление, что современная железобетонная конструкция здания, выявленная в интерьере, замаскирована снаружи кирпичными стенами и черепичной крышей.
Церковь св. Гавриила в Блекберне
Церковь св. Гавриила в Блекберне, наиболее известная и самая интересная из церквей архитектора Френсиса Веларда, менее своеобразна по сравнению с церквами Миллера, ее экстерьер и интерьер мало связаны друг с другом, но церковь по-своему эффектна и внутри, и снаружи. В гладких кирпичных наружных стенах прорезаны узкие вертикальные окна, монументальная квадратная в плане башня квадратного по форме восточного фасада производит строгое и величественное впечатление. Однако, если смотреть на церковь издали, она больше напоминает промышленное, чем культовое сооружение, и назначение здания можно определить только вблизи по отдельным его деталям. Интерьер очень напоминает Хегалидскую церковь Тенгбома как цилиндрическим сводом, так и боковыми нефами и контрфорсами, но шведская церковь кажется более просторной.
Так экономические требования воссоздали в церквах рассматриваемого периода атмосферу раннего христианства и средневековья. Во многих случаях мрачный дух церквей возник в результате ограниченных материальных возможностей. По моему убеждению, соображения экономического порядка имеют в любом случае значение для культового строительства.
Приходы располагают различными материальными возможностями, но повсюду наблюдается тенденция использовать имеющиеся средства на подходящий проект, добротные материалы и хорошую работу, а не на излишние украшения.
Но в некоторых церквах суровый дух раннего христианства возрождается и преднамеренно. Таковы церкви св. Иоанна в Бекенхеме и св. Креста в Хорнчерче, выстроенные архитекторами Пайтом с сыном и Фейрвезером. Первая церковь — кирпичная с деревянной крышей.
Внутри пятигранный потолок разделен на кессоны, стены выше кирпичного цоколя облицованы искусственным мрамором. Гладкие поверхности стен простота и неяркая расцветка вызывают подобающее церкви успокоение.
Тот же дух царит и в церкви св. Креста, где простота и строгость архитектуры подчеркнуты гладкими стенами, переходящими в цилиндрический свод.
Крестообразная в плане церковь выстроена из кирпича, арки нефа опираются на бетонные колонны.
Церковь архитектора Яна Висека в Брно
Крайней простотой отличается и церковь архитектора Яна Висека в Брно. Постройка настолько проста, что в ней нетрудно произвести любые изменения, что и входило в намерения проектировщика, так как здание предназначалось не только для культовых, но и для общественных и культурных целей. Здание двухэтажное. В нижнем этаже находится зал для собраний со сценой, с западной стороны — вестибюль с буфетом, а с восточной служебные и другие помещения. На втором этаже — церковь, в восточной части которой совершается богослужение. Вход в нее ведет из вестибюля нижнего этажа. К симметричному в плане зданию южнее алтаря примыкает квадратная в плане башня с гладкими стенами. Вдоль боковых стен внутри церкви проходят хоры с вертикальными окнами над ними. Стены, гладкие внутри и снаружи придают зданию скучный вид. Оно выиграло бы, вероятно, при любой декоративной отделке.
Протестантская церковь в Гедельфингене (Штутгарт), проект которой принадлежит архитекторам Фолькарту и Трюдингеру, также может служить примером далекой от традиционной крайне простой архитектуры. Традиционны в ней только колокольня и абсида, в остальном же здание церкви с гладкими стенами и большими горизонтальными окнами вполне подошло бы и для школы.
Общий характер архитектуры новых церквей до некоторой степени определяется и строительным материалом. Архитектор может подчеркнуть характер материала, а может при желании оставить ему лишь подчиненное положение. Таким образом, главными определяющими факторами в современном культовом строительстве все еще остаются назначение и традиционные формы, но все большую роль начинают играть новые конструктивные методы, а также материал, который приобретает большое значение, когда не оштукатурен и не облицован. Примером могут служить новые кирпичные церкви или же церковь Спасителя в Эльтеме, где кирпич сочетается с железобетоном. Применяются новые материалы и в других церковных зданиях, среди которых выделяется «стальная» церковь в Прессе (Кельн), спроектированная Отто Бартнингом, и церковь Петра и Николая в Дортмунде, выстроенная архитекторами Пинно и Грундом.
Планы и той, и другой церкви обладают одной интересной особенностью. Выше упоминалось о современной тенденции к переходу в планах новых церквей от креста к прямоугольнику с боковыми нефами или без них. Церковь при таком плане становится более открытой, и священник перед алтарем или проповедник на кафедре видны из каждого ее уголка. В обеих церквах, как и в пражской церкви Гочара, здание повышается к алтарю. (Возможно, что это влияние современных театров или кино). В других же церквах здание расширяется к алтарю.
Церковь Петра и Николая в Дортмунде
Церковь Петра и Николая в Дортмунде представляет собой опыт применения железобетонных конструкций в современном культовом строительстве. Конструкция состоит из почти плоских бетонных арок (подъем около 2%), вертикальные части которых слегка расширяются кверху. Таких арок шесть, и расположены они с интервалами около 4,6 м, высота же их составляет около 13,5 м. В простенках между арками на уровне около 2,3 м от пола расположены окна с бетонными решетками. Таков единственный неф церкви. На восточном его конце находится более узкая, чем неф, алтарная часть, стены которой представляют собой застекленную бетонную решетку, под алтарем находится ризница.
С западной стороны расположены орган и хоры; здесь же с юга примыкает полукруглая в плане крещальня. Высокая башня-колокольня поднимается у одного из углов здания. Верхняя часть башни разделена со всех четырех сторон бетонными столбами, образующими по три вертикальных просвета с каждой стороны. Четыре горизонтальных ряда узких окон делят башню на этажи. Интересная черта здания — крытый коридор, окружающий церковь и ведущий в нее через две двери по обе стороны алтаря. Он проходит под алтарем по самому краю здания так, что его восточная стена опирается на тонкие колонны, образующие род портика снаружи церкви.
Стекла окон расписаны художницей Элизабет Кестер. Искусственный свет осуществлен светящимися трубками, скрытыми в ребрах бетонных арок. Поверхность бетонных стен преднамеренно оставлена необработанной, будто символизируя изречение Христа: «блаженны нищие духом ибо их царство небесное». С бедностью бетонных стен контрастирует цветовое богатство росписи окон, как бы прославляющее христианство. Главный интерес архитектуры церкви, однако не в этом неопределенном, сомнительном символизме, а в применении новых материалов и конструкций, обычных для промышленной, а не культовой архитектуры. В результате было создано здание, вызывающее интерес и не лишенное красоты.
Церковь в Корке
Такова церковь Христа в Корке, выстроенная по проекту архитекторов Барри Бирн и Бойд Барретта, в некоторых же более поздних церквах план становится многоугольным. Различия в плане связаны с разными концепциями взаимоотношений пастыря и молящихся. В обеих немецких церквах главным для архитектора была забота об удобстве молящихся, в ирландской церкви в Корке самым важным было богослужение. Церковь в Корке примечательна во многих отношениях. Она выстроена из бетона, стены ее монолитны; от центральной башни на западе объемы рядами уступов с узкими окнами понижаются и в то же время расширяются по мере приближения к алтарю на востоке. Тот же прием применен и на восточной стороне. Внутри же фон для алтаря составляют два ряда бетонных столбов, повышающихся по мере приближения с обеих сторон к середине.
Церковь Отто Бартнинга в Прессе, законченная в 1928 г., выстроена почти целиком из стали и стекла, причем стойки стального каркаса оставлены обнаженными. Таким образом стены церкви состоят в основном из стекла, заполняющего промежутки между стальными ребрами. Внутри же гладкие стальные стойки отделяют боковые нефы от среднего, четыре таких же стойки отделяют алтарную часть с большим распятием в середине. Крыша здания двухскатная, и вид его с востока напоминает до некоторой степени восточную часть французских готических соборов (но без контрфорсов), как, например, в Бурже. Богатые витражи окон смягчают суровый вид стальных стоек, и вся церковь вызывает более сильные, чем это можно было ожидать, готические реминисценции. Западная часть шире и выше остального здания. Над входом поднимаются две высокие башни с еще более высоким крестом между ними; по обе стороны в вертикальных проемах башен оставлены открытыми ряды колоколов; глухая западная стена контрастирует со сплошным стеклом стен алтаря и нефов.