Архитектура во все времена являлась отражением эпохи. Она всегда была способна демонстрировать потребности общества, его вкусы, стремления, ценности и т.д. Мы живем в эпоху глобализации и наблюдаем, как усиливается влияние внешних факторов (экологическая обстановка на планете, политическая и экономическая ситуация и т.д.), обостряя нужды и потребности общества.
Космосфера, биосфера «бросают вызов» современному социуму, который изменяется под этим влиянием и изменяется динамично, стремительно. Сами же «вызовы» ощущаются обществом как неожиданные, парадоксальные, непредсказуемые. Архитектура в этих социокультурных условиях обязана оперативно, креативно и по возможности «с опережением» реагировать на все «вызовы».
Но каков «сценарий», «механизм», «инструментарий» профессионально грамотного ответа архитектурной культуры на быстроизменяющуюся ситуацию? Достаточны ли новые методы проектирования, новые технологии строительства, позволяющие создавать архитектурные формы, отвечающие требованиям современности? Как в этих неординарных условиях современной цивилизации относиться к традиции, к прежнему архитектурному опыту?
Нам представляется, что сегодня как никогда востребована некая база, на которую можно опереться для того, чтобы совершить рывок в будущее. И этой базой может и должен служить багаж знаний и опыта, накопленный за многие столетия культуры, в частности, древневосточной архитектурной культурой, которая существовала и развивалась в древневосточной системе ценностей.
Мы попытались выявить, какое влияние оказывает архитектура Древнего Востока на современную архитектуру, что в них общего и чем они отличаются друг от друга? И главное, как могут помочь традиции, умения, опыт прошлого архитектурной культуры более правильно решать современные архитектурные задачи? Для этого была проанализирована архитектура восточных деспотий (на примере комплекса Храма Неба в Пекине) и наших дней (на примере Медиатеки в Сендае архитектора Тойо Ито). Оба архитектурных сооружения – центры культурной и духовной жизни.
Основными критериями сравнения стали эстетические принципы формообразования (композиция или целостность, гармония, мера, ритм), являющиеся базовыми и универсальными инструментами для создания архитектурной формы и ее выразительности – художественного образа. Они же являются информационноценностными носителями духа времени, культурной атмосферой эпохи.
Были выявлены некоторые важные черты, объединяющие древневосточные культуру и архитектуру с новой системой ценностей и инициируемой ею новой архитектурой. Эти ценностные установки, на наш взгляд, актуальны и в современной культуре и архитектуре. Связь с природой. В комплексе Храма Неба в Пекине объекты встраиваются в природное окружение, подчиняясь ему.
В здании Медиатеки, в силу изменившихся условий жизни и проектирования, создается некая искусственная среда. При этом архитектура не противостоит природе, искусственная среда содружественна природной. Здание существует как живой организм, все элементы в нем взаимосвязаны и работают как единая система. В комплексе Храма Неба это достигается иными средствами, однако он тоже воспринимается как некая цельная структура.
Целостность и завершенность композиции – еще одна характеристика, присущая как древневосточной, так и новой архитектуре. Она создает ощущение прочности, стабильности, вечности. Именно это во многом объясняет актуальность древневосточной архитектуры сегодня и, на наш взгляд, является в определенной степени залогом успеха архитектуры современной.
Укрупненный масштаб присутствует в обоих рассмотренных объектах. Он применяется, чтобы создать ощущение «своего места» человека в мире, в природе, что также актуально для современной культуры. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на видимые различия в использованных методах и технологиях, прослеживается некая культурно-ценностная преемственность древневосточной архитектуры в архитектуре современной.
Ценности, которые были важны в прошлом, сегодня возрождаются, критически переосмысливаются и помогают современному человеку более правильно оценивать мир вокруг себя, себя в этом мире, мир внутри себя, находя между ними столь важные сегодня гармонию, целостность, соритмичность.
Новая система ценностей творчески использует принципы, заимствованные у древних мудрецов. И эта преемственность, выражающаяся больше в концептуальных моментах, чем напрямую в формообразовании, заметно влияет на художественный образ архитектурных объектов, делая их гармоничными и целостными.