Совокупность особенностей архитектуры здания

Совокупность всех особенностей архитектуры этого здания — его планировочная и объемная композиции, сырцовые, но весьма совершенные конструкции и резной алебастр как декоративное средство, уже не изобразительный, но еще и не геометрический орнамент, — позволяют отнести это здание, если не к IX, то не позже чем к X веку. Высоко оценивая художественный эффект орнамента михраба, нужно сказать, что интерьер здания достоин такого украшения. Соотношения между основным кубовидным объемом, барабаном и куполом и пропорции ниш создают ту уравновешенность частей, которая присуща подлинным произведениям архитектурного искусства. Наряду с художественными достоинствами это сырцовое здание отличается техническим совершенством конструкций, выдержавших тысячелетнее существование. Мечеть принадлежит ко времени формирования типа здания мечети, когда сталкивались местные традиции и архитектурно-строительные идеи, привнесенные арабской экспансией и распространением ислама. Многие одновременные мечети были построены по принципу раених арабских мечетей с галереями на деревянных столбах или с купольными перекрытиями на кирпичных столбах. В мечети Шир-Кабир развита купольная композиция без внутренних опор, более традиционная для Средней Азии. Однако проемы в стенах мечети Мешхеда усложняют наше представление о процессе сложения нового типа и обязывают к более детальному анализу этого процесса. Мавзолей Санджара в Мерве неоднократно был описан и вошел в историю архитектуры как сооружение, обладающее выдающимися архитектурно-художественными достоинствами. Но в своем современном состоянии мавзолей носит следы больших разрушений, что в совокупности с изменением уровня прилежащей территории искажает его архитектуру; поэтому его первоначальный облик остается неизвестным. Здание мавзолея частично находилось в земле до 1937 года, когда во время ремонтных работ Туркменского института история вокруг мавзолея был вырыт котлован до уровня его пола. Но в силу незначительной ширины котлована фотографии фиксируют неполную высоту здания и, следовательно, не передают его истинных пропорций и не выявляют его характера. Таким представлен мавзолей в многочисленных изданиях, таким он воспринимается и в натуре. Лишь при непосредственном приближении к нему, когда видно дно котлована, сооружение откры-вается во всей своей высоте. Остается также неизвестным, находился ли он в окружении нескольких зданий или только примыкал к одному. В настоящее время здание окружено буграми, свидетельствующими о наличии в прошлом каких-то построек вокруг мавзолея. Только раскопки прилежащей к мавзолею территории могли бы разрешить этот вопрос. По письменным источникам известно лишь, что с восточной стороны к мавзолею примыкала мечеть. Возведение, существование и частичное разрушение мавзолея связаны с определенными этапами истории города. Мерв — один из древнейших городов Средней Азии. Являясь центром области, природные условия которой обеспечивали ей экономическое процветание, он был крупным населенным пунктом и в древний и в средневековый период своего существования. Неоднократны упоминания и описания его древними географами, историками и путешественниками. Его территория не оставалась постоянной. После завоевания арабами Мерв размещался в пределах Султан-калы. Наибольшего процветания он достиг при султане Санджаре (1118—1157 гг. ), в период существования среднеазиатского сельджукского государства, столицей которого он являлся. Монгольское нашествие застало Мерв в цветущем состоянии. Имеется ценное свидетельство о Мерве этого времени географа XIII века Якута, много путешествовавшего, побывавшего в различных городах Средней Азии, Ирана, Месопотамии, Египта и других стран и располагавшего сведениями для сравнения Мерва с городами этих стран. Он прожил в Мерве три года и оставил его при приближении монголов. ?Подобная характеристика города свидетельствует об его значительной общей культуре и дает основание предполагать, что и архитектура его стояла на соответственной высоте. Высокий архитектурно-художественный уровень строительства в Me рве и его окрестностях в XI— XII веках устанавливается при изучении сохранившихся памятников архитектуры этого времени. Город продолжал существовать в XIII и XIV веках, но никогда уже он не приобрел своего былого значения, и жизнь в нем постепенно замерла. Возрождение Мерва произошло в XV веке на новой территории, где он уже не достиг прежнего развития. Территория Султанкалы, то есть Мерва XI—XII веков, разрушенного монголами, превратилась в пустынное, необитаемое место. Лишь в центре этой территории возвышается мавзолей сельджукида Санджара. Исключительное по силе воздействия зрелище представляет собой мавзолей — мощное здание на огромной, пустынной территории некогда цветущего города. Оно —единственное, уцелевшее из всех построек города, пережившее и разрушительное монгольское нашествие и последующее постепенное умирание города. Мавзолей, углубленный в землю среди окружающих его бугров, кажется несокрушимым.

gorodizhe_24