Это главный православный храм Руси и России.
Ярослав противопоставлял себя Византийским императором. Конфликт между двумя культурами уже четко проявился. Храм многоглавый. 13 глав. Центральное пятиглавие — все как обычно. На убыль добавляются купола с грибовидными завершениями. По габаритам он очень большой по тем временам.
По периметру располагалась обходная галерея (гульбище). Храм на Руси не был чем-то абсолютно духовным. Носил черты праздного образа жизни. Храм строили Византийские мастера. Система открытой галереи не прижилась.
Все гульбища зимой заносило снегом. Арки застраивались сплошной кладкой. Часть стены между опорами-лопатками — прясло. Окна арочные. Закомарное покрытие — конструкция перекрытия, кот. была распространена в Древнерусской архитектуре.
Закомара — полуциркульный свод, как в прямом, так и в перекрестном сечении.
Материал-плинфа, бутовый камень. Древние храмы ставились на утрамбованный грунт. По периметру был обход с трех сторон. Опоры в храме крестообразными, некоторые круглые. Многое зависело от несущей конструкции. Тяжелый храм — большое сечение колонн. Для этого они сделаны в форме креста, что даже символично. Фасады простые и лаконичные. Без лишних деталей. Интерьер очень насыщенный. Аналогия с человеком — богатый внутренний мир, оболочкой можно пренебречь. Апсиды возносятся на всю высоту объема. Кирпичи могли соединятся в виде разного орнаментально рисунка. Схема кладки с загубленными рядами. В сравнении с внешним обликом внутреннее пространство выглядит значительно боагче. Основной материал — смальта. Над проектом работали византийские и греческие мастера. Одноярусный иконостас в алтарной части. В куполе изображен Христос Пантократор (высший судья) в греческих традициях. Широкое лицо, большие кисти рук. «Обрусение» ликов произойдет гораздо позже. Богоматерь Оранта над иконостасом. Князь Владимир в нем свою лепту в украшение храма. В интерьеры вписывают изображение князя с семьей. Храм Софии Киевской стал достойным образцом при дальнейшем строительстве храмов.