Первый камень, заложенный Папой Александром III в строительство нового собора в Париже около 1160 г., лег в основу сооружения, ставшего образцом нового стиля.
Собор Парижской Богоматери (собор Нотр-Дам-де- Пари) имел размеры, превышающие габариты всех известных соборов. Его длина (130 м) и высота (35 м) были грандиозными для своего времени. Масштаб такого сооружения потребовал перестройки целого прилегающего квартала. Французская монархия быстро набирала политический вес и экономическую силу, поэтому строительство главного собора столицы не воспринималось как излишество.
Собор был построен в виде пятинефной базилики, что ставило его сразу в ряд наиболее значимых сооружений подобного назначения. Только в аббатстве в Клюни и в соборе св. Петра в Риме был использован прием двойных боковых нефов. Перекрытие главного нефа осуществлено с помощью шестичастного свода, что облегчало впечатление от его массивности. Ощущению легкости способствуют также уходящие вверх изящные тройные пилястры, переходящие в нервюры сводов.
Окончательный разрыв с массивностью несущих конструкций романской эпохи, а также стремление к освобождению стены от ее естественной функции несущего элемента при восприятии горизонтальных усилий от сводов не стеной, а контрфорсами через арочные аркбутаны сделали это сооружение ориентиром в готическом строительстве. Благодаря этому конструктивному решению появилась возможность прорезать стену множеством оконных проемов.
Одновременно собор обладает яркими индивидуальными чертами. Его башни, венчающие сдвоенные боковые нефы, превратились в более устойчивые композиционные элементы по сравнению с Ланским собором. Объединяющая массивность стены западного фасада не позволяет ни контрфорсам, ни портальным аркам разорвать общую композицию, несмотря на то, что порталы уходят в глубь фасада.
Необходимо отметить, что тенденция к устремленности многих элементов фасада вверх, свойственная готическому построению, здесь еще не так очевидна. Она прерывается активным горизонтальным направлением верхней аркатурной галереи и скульптурного фриза, на котором изображены все французские короли, что символизировало непрерывность династической власти и мощь монархии.
Так, опираясь на уже сложившиеся тенденции готического строительства, архитекторам собора Парижской Богоматери удалось возвести сооружение, которое окончательно сформировало основополагающие правила строительства соборов того времени не только во Франции, но и в других европейских странах, где эти приемы будут восприняты, переработаны и обретут индивидуальные особенности.