Сидней. Собор св. Марии

Индустриальный прогресс мало сказывался на характере строительства: новые материалы и конструкции, получившие к этому времени распространение в европейских странах, почти не применялись в Австралии при сооружении общественных зданий (чугун получил здесь широкое распространение лишь к концу XIX в.). Архитекторы старались отразить во внешнем облике сооружений величие и могущество молодой процветающей страны и богатство частных заказчиков. Центральные площади и магистрали застраивались грандиозными правительственными зданиями. Помпезность и монументальность этих сооружений достигались за счет стилизации под различные архитектурные формы прошлого, широко экспортируемые из метрополии.

Эклектика и стилизаторство, характерные в XIX в. для архитектуры Европы, пышным цветом расцвели и в Австралии. Первые проявления неоготики можно встретить уже в постройках 1-й половины XIX в., хотя крайне редко и лишь в виде отдельных случайных деталей. С середины века, когда неоготика стала ведущим направлением в развитии английской архитектуры, она получила широкое распространение и в зодчестве Австралии, главным образом в культовой архитектуре.

Так, в 1848 г. по проекту арх. Эдмунда Блэкета в Сиднее началось строительство собора св. Марка (закончен в 1874 г.), в котором использованы элементы и приемы ранней английской готики с ее простыми и суровыми формами.

В годы, когда в Сиднее достраивался собор св. Марка, неоготика в Англии уже вступила в новую фазу так называемой Высокой Викторианской готики, которая быстро была перенесена в Австралию, так как своими пышными декоративными формами она импонировала австралийской буржуазии. В формах этой поздней неоготики достраивался собор св. Павла в Мельбурне и сооружался собор св. Марии в Сиднее (арх. Уилльям Уорделл, 1865), многочисленные приделы которого увенчаны маленькими декоративными башенками, а широкие стрельчатые окна имеют усложненные переплеты, стены же украшены тонкой каменной резьбой.

Даже самые маленькие церкви, такие, как церковь св. Петра (арх. Э. Блэкет, 1864) или церковь «Ватерлоо» (1865) в Сиднее, в композиции плана и в деталях воспроизводят облик готического здания. Строительство «классических» церквей в тот период было редким исключением (например, Пресвитерианская церковь в Сиднее, 1856).

В подражание университетским зданиям Англии готические формы использовались и при строительстве учебных зданий Сиднейского университета.

Если неоготика почти безраздельно господствовала в культовой архитектуре, то для строительства многочисленных коммерческих зданий из Англии экспортировалась стилизация в духе итальянского ренессанса, монументально — торжественные формы которого рассматривались как наиболее соответствующие назначению этих сооружений. Так, в здании банка в Сиднее (50-е годы) арх. Джон Хилли воспроизвел мотивы палладианской архитектуры.

Два этажа этого банковского здания объединены большим ордером коринфских каннелированных полуколонн с пышными капителями, которые несут сложно разработанный антаблемент с большим выносом карниза.

Здания музеев и библиотек, по примеру Европы, строили в духе греческой классики. Характерный пример— здание библиотеки в Мельбурне. Здесь видно знание архитектором форм античной архитектуры, что проявилось в общей композиции и деталях восьмиколонного коринфского портика, который, однако, оказался недостаточно органично связанным с беспорядочным по композиции объемом сооружения.