Сьерра-Леоне. Фритаун. Жилой дом 2-й половины XIX в. Церковь Марун

Застройка европейских поселений, состоявшая из небольших 1—2-этажных домов, была невыразительна. В центре города нижние этажи с лавками затенялись навесом. Тем же способом защищались от солнца фасады отдельных построек. Архитектурные формы, поскольку о них можно было говорить, заимствовались из метрополии.

Из Англии в Африку проникали формы викторианской архитектуры, соединяющей черты готики, классицизма и других европейских стилей. О характере построек прошлого столетия дает понятие столица колонии Сьера-Леоне — Фритаун, до сих пор сохраняющий рассредоточенную застройку со множеством старинных зданий. Фритаун возник в 1788 г. на месте высадки репатриированных с Ямайки рабов. С 1808 г. он стал британской колонией. В середине XIX в. город с деревянными домами и хижинами под соломенной кровлей больше напоминал деревню, лишь к концу столетия в нем начали строиться каменные оштукатуренные здания. Здесь можно встретить дома строгой викторианской архитектуры. Гордостью Фритауна является старинный колледж Фура-Бей; старое 3-этажное здание колледжа (1843), выложенное из лате- ритового камня, имеет высокую мансардную крышу. Это — типичное викторианское здание.

Фритаун называют городом церквей. Они строились из латеритового камня с неоштукатуренными фасадами, стрельчатыми готическими окнами, башенками, высоким щипцом двускатной кровли. Таков собор св. Георгия (1817, рис. 4). Однако самая старая церковь Марун построена в духе португальских замков Западной Африки (см. том VIII) —ее оштукатуренные фасады и щипцовые стены увенчаны крепостными зубцами (см. рис. 3).

В противовес колониальной архитектуре, копирующей стили метрополии, строительство южной Нигерии отмечено яркой индивидуальностью.

Лагос, в середине XIX в. наполовину застроенный хижинами из глины и бамбука, своим расцветом обязан рабам — переселенцам из Сьерра-Леоне и Бразилии. Начиная с 1850 г. из Рио-де-Жанейро, Байи и Пернамбуку начали возвращаться африканцы, преимущественно йоруба, и обосновываться в Лагосе и Дагомее. Среди них были искусные каменщики, плотники, столяры. Они были воспитаны в традициях бразильского зодчества. В результате на африканском берегу появилась очень своеобразная архитектура — вариант португальского барокко, пересаженного на почву Латинской Америки и окрашенного элементами африканской культуры. Старейшим из каменщиков был Лазаро Боргес да Сильва, наиболее одаренным — Франсиско Нобр. Оба они участвовали в постройке кафедральной церкви Святого Креста в Лагосе (1876—1883, впоследствии

перестроена). Столяр Балтазар дос Рейс, в своем деле не менее талантливый, чем Нобр, выполнил для церкви алтарь, кафедру и епископский трон. Будучи на службе в католической миссии, Нобр строил не только в Лагосе (Невольничий берег), но также в Дагомее, Того и на Золотом Берегу (им построена, в частности, церковь замка Эльмины).

В 80-х годах в Африку прибыла новая партия переселенцев из Бразилии и среди них Жоао Баптист да Коста, построивший мечеть Читта в Лагосе. Формы этого здания с гранеными полуколоннами, люкарнами, пинаклями и опускающимися вдоль щипца двускатной крыши крутыми витками говорят о незаурядном даровании зодчего. Да Коста заложил также фундамент главной мечети Лагоса, но постройку возводил его ученик Сануси Ака, и безвкусная архитектура здания с разорванным фронтоном намного уступает произведениям таких мастеров как Нобр и Коста.

Бразильские переселенцы и их потомки построили в Лагосе много 2-этажных жилых домов; им, несомненно, следует приписать и легкие деревянные загородные постройки с множеством лестниц и переходов, с широким свесом кровли, хброшо приспособленные к условиям тропического климата. Последние работы бразильских мастеров относятся не позднее чем к 1913 г. (см. рис. 5).

Столица восточного Судана Хартум у слияния Белого и Голубого Нила, основанная в 20-х годах XIX в. Мухаммедом- Али, отстроена заново в 1898 г. англичана

ми после разрушений, связанных с махди- стским освободительным движением в стране. Застройкой руководил сам лорд Китченер, возглавлявший завоевание Судана. Город заполнялся 2-этажными зданиями из камня и кирпича в окружении садов типично английского рисунка. Главные здания— дворец губернатора, здание суда, клуб и др. — выстроились параллельно реке на улице Гордона. В качестве уступки экзотике на фасадах вводились стрельчатые арки — такие аркады затеняли 3-этажный дворец губернатора и 2-этажный Гор- дон-колледж, который с 1951 г. вошел в состав университета.

Вмешательство военной администрации в планировку и застройку наложило казенный отпечаток на облик городов тропической Африки, который стирается лишь энергичными мероприятиями по их реконструкции в годы независимости.