Резьба по алебастру, украшающая поверхность стен и свода портальной ниши, умело распределена на плоскостях и масштабна. Градация глубины рельефа соответствует размещению орнамента на верхних и нижних частях здания. Резьба по алебастру, выполненная на поверхностях портальной ниши, обладает большой стилистической общностью с орнаментом на сводах галереи мавзолея Санджара (как и конструктивное устройство сводов этих сооружений). Узорная кирпичная выкладка на пилонах галереи мавзолея по характеру также ассоциируется с геометрическим узором из мелкого кирпича на пилонах портала соборной мечети. За порталом располагалось помещение мечети, представлявшее собой, вероятно, купальный зал. В настоящее время с тыловой стороны портала лежат упавшие фрагменты арочной кладки. Судя по их местоположению, они являются остатками перекрытий арочных прямое, которыми купольное помещение мечети открывалось в стороны. К востоку от мечети, по контуру кирпичного лома от несохранившихся построек, стоит минарет, первоначально, вероятно, примыкарший к несуществующим теперь строениям. ? Для кладки минарета использованы те же кирпич и раствор, что и в пилонах портала; это дает основание считать их одновременными. Кривизна «парной» кладки достигается раздвижони ем вертикальных швов. Интересна конструктивная деталь — деревянное кольцо, уложенное на уровне разрушенной кладки и составленное из брусьев. Оно охватывает корпус минарета заподлицо с наружной поверхностью. Ступени лестницы были выложены кирихичнии кладкой, подымавшейся по спирали. Лишь в верхней части минарета оплошная кладка заменяется расположенными по спирали арочками. Плоские куполки между этими арочками поддерживают ступени. По подъему лестницы на уровне каждой ступени сохранились гнезда глубиной до 20 сантиметров как в центральном столбе, так и в наружных стенах. В гнезда входили деревянные брусья, которые служили наружной гранью ступене некоторые из них сохранились в верхней части минарета. К северу от портала, на расстоянии около 150 метров от него, стоит второй минарет, принадлежавший другой, также не сохранившейся, мечети. Общая высота минарета в его современном состоянии — 20 метров. Нижняя часть его на высоту до 2 метров возведена из крупных обожженных квадратных плит, размером 35—36 сантиметров. Выше кладка выполнена из кирпича 23Х23Х Х5-6 сантиметров на светлосером алебастровом растворе. Три пояса куфических надписей, охватывающих ча разной высоте корпус минарета, выложены из кирпича. Нижняя, расшифрованная М. Е. Массоном, содержит дату постройки— 1102 год. Ниже и выше третьего пояса надписей размещается кирпичный орнамент из более мелкого кирпича, чем основная кладка ствола минарета. Орнамент составлен из несложных геометрических фигур прямоугольного очертания. Высота обоих минаретов значительно уменьшена разрушениями и в настоящее время доходит лишь до 2 метров. Можно предполагать, исходя как из пропорций сохранившейся части, так и из аналогий, что минареты Мисриана первоначально превышали свою современную высоту, возможно, вдвое. (Почти современный второму минарету бухарский минарет Калян, 1127 г. , имеет высоту около 46 м). Портал соборной мечети и два минарета даже в своем настоящем состоянии дают большой материал для изучения архитектуры периода, пред-шествовавшего монгольскому наступлению. В 6 километрах к северу от Мисриана расположено древнее кладбище Мешхед, территория которого определяется в настоящее время следами могил и развалинами небольших мавзолеев. В центре кладбища, на холме, возвышается небольшое здание кубического объема, завершенное куполом на восьмигранном барабане. Формы здания отличаются предельной простотой. Это здание — мечеть Шир Кабир, как оно было названо в докладе Г. И. Котова. Местное население называет его мазаром (мавзолеем) Шир-Кабир. Наличие михраба говорит о том, что зданию были присущи функи ж мечети. В литературе оно называется и мечетью, и мавзолеем. Мы считаем название мечет вполнеправомочным для этого здания. Однако в этом есть практическое неудобство в силу того, что непосредственно к северу от городской стены Мисриана размещалась загородная мечеть с таким же названием Шир-Кабир, описанная Г. А. Пугаченковой в ее уже упоминавшейся работе о памятниках Дахистана, Абиверда и Се — рахса. Мечеть в настоящее время находится в совершенно разрушенном состоянии. Эта мечеть нами не обследовалась, и все наши рассуждения относятся к мечети Мешхеда. Стилистический анализ орнамента и техники мешхедского михраба, а также аналогия позволили Г. И. Котову отнести его к саманидскому периоду (874—999 гг. ), то есть к IX—X векам. Орнамент михраба привлек внимание специалистов и сделался предметом изучения, михраб, открытый раскопками на Афрасиабе (также, вероятно, IX в. ), резные алебастровые панели из здания на Афрасиабе (X в. ). Сравнительное изучение этого материала даст возможность говорить о наличии или отсутствии параллелей и об эволюции в содержании орнамента после распространения ислама.