Реформа Церкви

Реформа церкви была обусловлена общими тенденциями политических, экономических и культурных изменений в Европе. Общество требовало иных отношений с Христианской Церковью. Его не устраивали догматы Средневековья. Кризис Католической Церкви был налицо. Движение Реформации помогло преодолеть его, изменив некоторые положения христианской веры, адаптировав ее к современным запросам общества.

Претензии общества к Церкви выросли в широкий свод требований по уменьшению земельных владений, удешевлению обрядов и, наконец, пересмотру некоторых положений, касающихся осуждения богатства и предпринимательской деятельности.

Выдвигаемые требования свидетельствовали об осознании обществом необходимости глубинных изменений христианской доктрины и организации Церкви. Этому способствовали грамотность широких масс населения и развивающееся книгопечатное дело, а также философское учение гуманистов, распространившееся по всей Европе. Начало Реформации было положено в Германии.

В XVI в. Германия имела уже хорошо развитую экономику, в основе ее процветания лежало горнорудное дело. Страна занимала первое место по добыче серебра, из которого чеканили монету по всей Европе. Семействам Фуггеров и Вельзеров принадлежали банковские конторы по всему миру. Они ссужали деньгами многих монархов Европы, скупив серебряные рудники в Австрии, Испании и Венгрии.

В Германии было множество процветающих городов, но при этом монархическая власть в ней была достаточно размыта. Страна была разделена под властью отдельных курфюрстов, наделенных правом выбирать монарха. Если во Франции и Англии сильная королевская власть сдерживала натиск Католической Церкви, претендующей на властное верховенство, то в Германии некому было осуществлять это противостояние.

Поэтому Германия продолжала платить огромные деньги Римской Церкви, а в ее городах было множество монахов, торговавших индульгенциями, и сборщиков налогов. Все это вызывало сильное недовольство во всех слоях общества. И, как следствие, именно в Германии сложились предпосылки для начала Реформации, теоретиком которой стал Мартин Лютер (1483- 1546).

Пройдя трудный путь от монашества до открытого противостояния Папе, Лютер сформировал теоретическую основу Реформации. Главной идеей его учения стал постулат о том, что человек и его вера в Бога не нуждаются в посредничестве церковных служителей, что предполагало упразднение клира и монашеских орденов за ненадобностью, а их имущество и земли подлежали передаче государству.

Главным и единственным источником веры для христианина, по мнению Лютера, должна была быть Библия. Лютер предпринял много усилий, чтобы перевести Библию на немецкий язык. Культовую атрибутику в виде поклонения иконам и святым мощам Лютер объявил идолопоклонством, отвлекающим человека от истинного духовного общения с Богом. Так сложилась программа европейской Реформации.

Однако параллельно со стремлением переустройства Церкви в обществе возникли и другие настроения. Дворяне усилили гнет крестьян, поскольку сельскохозяйственная продукция Германии была востребована в Европе. Жажда получения дополнительной наживы верхушкой общества привела к Крестьянской войне, начавшейся в 1524 г. В повсеместных погромах дворянских поместий и монастырей принимали участие в основном крестьяне.

К ним часто примыкала городская беднота и обедневшее рыцарство. В требованиях, выдвигавшихся восставшими, выразились интересы скорее дворянского класса и зажиточных горожан, интересы крестьян были отодвинуты на второй план. Причем восставшие настаивали не только на реформации Церкви, но и на объединении государства в единое целое без промежуточных границ и таможенных сборов между различными княжествами, а также на введении единой меры длин и весов, единой монеты.

Однако желаниям прогрессивных общественных слоев не суждено было сбыться. Хорошо вооруженные отряды князей погасили очаги восстания, и Германия по- прежнему осталась разрозненным государством. Неудача восстания не сказалась на продолжавшейся Реформации Церкви. Князья встали во главе Церкви в своих княжествах, отодвинув представителей Палы, и одновременно начали отбирать у Церкви ее земли.

Однако по приказу императора Карла V, связанного с Римской церковью, процесс этот был приостановлен. Князья — сторонники Лютера — выразили протест и с тех пор стали называться протестантами. Со временем протестантами в Европе стали называться все сторонники Реформации, а протестантскими церквями считают церкви, не признающие власти римского Папы.

 Так сложилась Лютеранская церковь, которая признавала только два таинства — крещение и причастие. Служба значительно упростилась, а вместо церковных обрядов главной стала проповедь — слово священника. Церковь отказалась от дорогой атрибутики, а службы стали вестись на немецком языке.

 Тексты Священного Писания также были переведены на немецкий язык. В результате в Германии начались религиозные войны между католиками и протестантами. Однако в 1555 г. между ними был заключен религиозный мир.

Учение Лютера широко распространилось по территории Европы. В XVI в. лютеранство стало официальной религией многих государств. Протестантизм приняли Дания и Швеция, Финляндия и Норвегия и др. Однако процесс Реформации в этих государствах шел по иному пути. Так, в Швейцарии сложились те же предпосылки для Реформации, что и в Германии.

Проводником идей Реформации здесь стал француз Жан Качьвин (1509—1564). Его учение отличалось от лютеранства. Оно призывало к большему аскетизму и отказу от радостей жизни. Путь человеку был уготован от рождения и сводился либо к вечному проклятию, либо к спасению. При этом понять, каков твой путь, можно уже при жизни, ориентируясь на свой успех в мирском бытии. Такой подход пробуждал в человеке стремление к наивысшим достижениям на протяжении всей жизни независимо от профессии и звания.

В кальвинизме набожность и самоограничение сочетались с активной деятельностью на благо общества. Такое учение как нельзя лучше отвечало потребностям бюргерства и нарождавшейся буржуазии. Кальвинизм распространился в городах Европы и был воспринят Нидерландами, южными областями Франции, Англией и Шотландией, а позднее это учение было привезено в Америку.

В ответ на распространение протестантизма Папа принял меры, направленные против Реформации Церкви, которые получили название контрреформации. Идеи католицизма проводились в жизнь силами активизировавшейся инквизиции и ордена иезуитов, всячески стремившихся направить людей в лоно Католической Церкви, не гнушавшимися кострами для еретиков, доносами и даже убийствами, что самой же Церковью объявлялось смертным грехом.

Иезуит стал символом хитрости и политической беспринципности. Католическая Церковь занялась переводами Священного Писания на национальные языки. В конце концов, в 1545 и 1563 гг. ей удалось отстоять свои консервативные позиции, утвердив полное верховенство Папы.

Так заканчивалась эпоха становления капитализма, начатая просветителя ми- гуманистами в Италии с утверждения ренессансной культуры и закончившаяся в конце XVI в. реакционной контрреформацией; эпоха, заложившая основу капиталистического способа производства, рыночной экономики и духовного поиска людей; эпоха, давшая миру замечательных философов, церковных деятелей, писателей, художников и архитекторов.