К. О. Гартман охарактеризовал этот тип зданий как блестящие выражения расцвета и укрепления буржуазии в средневековье. А Е. И. Ротенберг констатирует: «Более чем какая-либо другая страна Европы Нидерланды… становятся классической страной ратуш».
Местные готические ратуши могли сооружаться посередине площади (Гауда), занимать на ней угловое положение (Мехелен), встать на одной из сторон в линию застройки (Моне, 1458-1467). Но большинство, выступая, обозримы с трех сторон (Брюссель, 1401-1455, Лувен, Мидделбург, Ауденарде).
Подобно торговым рядам, некоторые ратуши имеют галерею (Аррас, Брюссель). Правда, она, будучи несколько иной по функции, своего рода преддверием, чаще образует уступ первого этажа (Ауденарде, Мехелен). Как уже говорилось, традиции возведения над рядами беффруа нашла продолжение в сопутствующих некоторым ратушам башням того же типа. И наоборот, соседство отдельной беффруа вело к отсутствию на ратуше даже маленькой башенки (Кортрейк, XV в., перестроена в 1526-1528 гг.). Но в целом атрибутом ратуш становится преемственная от беффруа, но уже иная по функции башня над их центральной частью, дополняемая угловыми башенками здания. Изредка, как в Генте ши Мидделбурге, угол получает еще и эркер. Типичны высокие двухскатные кровли с торцовыми щипцами, ажурным ограждением и мансардными окнами.
Чаще всего ратуши сооружались в два основных этажа, но за счет полуподвала (Гауда) или системы окон на торцах выглядели выше. Второй этаж изредка двухсветный (Аррас, где дополнительный ряд проемов — круглой формы). Крупнейшие ратуши являются трех- или четырехэтажными.
Объемное построение и декорировку ратуш П. Курманн считает «влиянием образцов драгоценной храмовой утвари«, в частности, реликвариев, обязанных «ориентации зодчего на структуру миниатюрного ювелирного изделия религиозного характера«. «Драгоценному ларцу» уподобляет ратушу в Лувене и Н. Л. Мальцева. Подобные оценки представляются, однако, спорными, ибо, как известно, само декоративно-прикладное искусство неизменно испытывало определяющее воздействие архитектуры.
В ратушах, строившихся во второй половине XVI в. и выдержанных в ренессансно-маньеристическом духе, происходят перемены не в одном фасадном декоре. Подчас возникает подчеркнутая асимметрия (Гаага, 1564). Вместо площади ратушу могут ставить теперь в линию улицы, добавляются наружные лестницы (Лейден). Роль башни снижается или от нее, как в том же Лейдене, отказываются вовсе,
Вместе с тем планировка остается, по сути, прежней. Как раньше у ратуш внутренний двор устраивался редко (Моне), так и в новый период им, да и то небольшим, наделена одна антверпенская. Поскольку ратуша являлась, прежде всего, местом собраний горожан, главным помещением всегда служил размещавшийся на втором этаже просторный, богато отделанный зал.