Раскопки древних поселений восточнославянских племен не только позволяют значительно расширить наши представления об общем уровне развития материальной культуры восточных славян и познакомиться с формами их общественной жизни и быта, но дают также возможность проследить пути развития ранних форм славянской архитектуры, истоки ее традиций, изучить типы отдельных сооружений и планировочные схемы древнеславянских поселений, многие из которых положили начало образованию целого ряда русских городов.
В настоящей статье приводятся некоторые новые данные о строительной деятельности восточнославянских племен, полученные Славяно-Днестровской (в дальнейшем Молдавской объединенной) экспедицией Института истории материальной культуры и Молдавского филиала Академии наук России, которая в 1950— 1953 годах обнаружила на территории Молдавии остатки ряда древнеславянских поселений. Автор, участник экспедиции, опираясь главным образом на материалы раскопок одного из днестровских городищ—Екимауцкого, — ставит своей задачей познакомить читателя с той частью материалов раскопок, которая характеризует строительную деятельность днестровских славян.
При этом ставится опыт реконструкции как отдельных сооружений, так и всего Екимауцкого городища в целом. В результате многолетних археологических работ обнаружены следы почти всех восточнославянских племен, известных по письменным щеточникам.
Однако до последнего времени не было найдено следов материальной культуры двух из четырнадцати восточнославянских племен— тиверцев и уличей, которые, согласно летописям, обитали в бассейне Днестра, образуя крайний юго-западный форпост Древней Руси. Это давало повод многим ученым, как в зашей стране, так и за рубежом, ставить под сомнение или вовсе отрицать факт постоянного сочетания в Поднестровье славянских племен и оспаривать славянскую принадлежность тиверцев и уличей — предшественников местного молдавского населения.
Особенно усердствовали в этом историки королевско-боярской Румынии, временно захватившей территорию Бессарабии, стараясь затемнить или вовсе скрыть историческую связь молдавского народа со славянскими народами, в том числе с русским. Стремление советских ученых найти остатки материальной культуры тиверцев и уличей было вызвано не столько желанием подтвердить правильность летописных данных, сколько тем, что проблемы, связанные с правильным решением этого вопроса, имеют важное значение для более полного представления о культурно-исторических связях славянских племен всего днепродунайского междуречья.
Решить вопросы о принадлежности славянам земель между Прутом и Днестром, о родстве древних обитателей Поднестровья с другими славянскими племенами Киевской Руси и о их связях со славянами Дунайского бассейна, наконец, о влиянии славянства на образование и развитие молдавского народа, на становление его государственности и культуры можно было лишь на основании вещественных доказательств — памятников материальной культуры местного населения периода, предшествовавшего образованию во второй половине XIV века Молдавского государства. Такие документальные данные были получены Славяно-Днестровской экспедицией при раскопках обнаруженных в Поднестровье древнеславянских поселений. Экспедиция начала свою работу в 1950 году разведкой, широко проведенной во всем бассейне Днестра.
В первый же год было найдено свыше 40 селищ и 6 городищ, славянская принадлежность которых доказывалась характером обнаруженных здесь вещевых находок. Последующие годы работы экспедиции увеличили число открытых славянских поселений до 130. Обнаруженные поселения охватывают период от конца I тысячелетия до н. э. до начала XII века н. э. ?Из числа обнаруженных 102 селища относятся к культуре так называемых «полей погребений» (со II в. до н. э. по V в. н. э. ), 10 поселений—к VI—VIII векам н. э. и свыше 30 (в том числе и все 6 городищ) — к IX — началу XII века, т. е. к так называемому «великокняжескому времени». Этими датами в настоящее время и определяется период постоянного обитания славянских племен в бассейне Днестра. Нахождение в Поднестровье значительного числа древних поселений подтвердило данные письменных источников об активной строительной деятельности днестровских славян. Так, один из древних авторов — анонимный баварский географ второй половины IX века — сообщал, что «многочисленный народ уличей имел 318 городов, а свирепейший народ тиверцы — 148». Не исключено, что найденные на правобережье Днестра славянские городища являются остатками упомянутых тиверских «городов». Проведенные раскопки дали ценный археологический материал, позволяющий отчетливо представить себе культуру древних обитателей Поднестровья.