Различны по величине и художественной ценности. Обычно псковские храмы — белые каменные, приземистые, массивные, с лаконичным декором, имеют звонницу, сохранили древнюю северную архитектуру. Псковские мастера-зодчие строили храмы нескольких типов. Хотя в XV—XVI вв. Псков прославился своими ремеслами, наибольшую известность снискали именно каменщики. В течение нескольких столетий сформировался особый псковский стиль храмов: кубическая форма, отсутствие опорных столбов (бесстолпные), длинные, очень узкие окна, напоминающие щели бойниц. Псковичи научились во всех своих храмах создавать хорошую акустику, для этого они монтировали в стены резонирующие глиняные горшки-голосники. Храмы возводили исключительно тщательно, ведь каждая церковь была не только религиозным строением, но и общественным; при ней происходили народные сборища. Псковские храмы имеют отличительные черты и детали: знаменитые паперти-крыльца, крытые коробовым сводом на массивных закругленных столбах, звонницы, детали внешнего убранства (декоры) — узорчатый поясок, выложенный под куполом или по верху апсиды, бровки над окнами и некоторые другие. Псковские зодчие-мастера каменного дела славились на всю страну, их приглашали строить во все ее главные города, в том числе в Москву: храм Василия Блаженного (XVI в.) на Красной площади, в Кремле — Благовещенский собор (XV в.), почитавшийся домовой церковью государей всея Руси, а также другие храмы.
В храмах Пскова пребывают чрезвычайной значимости религиозные ценности, святыни, реликвии; иконы и церковные постройки имеют большую историко-художественную значимость. Главной святыней Пскова является чудотворная икона Чирской Богоматери.
В Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы пребывает чудотворная икона Богоматери Чирской, известная с XV в. Эта Чирская Псковская икона, естественно, особенно почитается псковичами. Она была перенесена в собор в 1420 г. из Чирской волости во время моровой язвы и прославилась многими чудесами. Обретение этой иконы в 1420 г. подтверждается псковскими летописями. На самой иконе есть надпись: «Сия чудотворная икона перенесена в сей Псковский собор с подобающим крестным ходом из Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневного течения из очей Ее слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы».
Особо славится Спасо-Мирожский монастырь, находящийся на левом берегу р. Великой, где в нее впадает речка Мирожка (Мирожская набережная, 4). Монастырь этот является одним из самых древних на Псковщине, один из самых древних в Пскове летописных центров. В монастыре почивают под спудом святые мощи его первого игумена, преподобного Авраамия Мирожского (умер в 1158). Был канонизирован еще один игумен этого монастыря Василий Мирожский, погибший (1299) в пламени пожара, когда монастырь подожгли отступавшие ливонские рыцари (до этого они заняли Псков, но псковичи под предводительством князя Довмонта-Тимофея освободили свой город). Исключительную ценность имеют уникальные по мастерству, стилю и иконографии фрески Спасо-Преображенского собора (сооружен в 1156 г., в плане имеет вид равноконечного креста, увенчан массивным куполом). Двухъярусная звонница (конец XV в.) примыкает к западному фасаду этого собора. Но не архитектурно-художественные достоинства, а фрески (XII в.) принесли мировую славу этому собору и Мирожскому монастырю. Эго крупнейшее в России собрание домонгольской храмовой живописи, самая большая в стране площадь стен и потолка храма, покрытая фресковыми росписями. Эти фрески были обнаружены при ремонте Спасо-Преображенского собора в 1858 г. под толстым слоем штукатурки и побелки (XVII в., фрески были забелены). Реставрационное раскрытие памятника (освобождение фресок от побелки) завершилось в 1893 г. Сейчас раскрыто более 80% первоначальной росписи. Фрески расписывали в XII а греческие мастера, приглашенные архиепископом Новгорода и Пскова Нифонтом. Великолепие и мастерство этих древних фресок подтверждают один из православных принципов, что православная «вера красотой побеждает». Мирожский монастырь в наши дни снова действует, это женская обитель.
Исключительную историческую, художественную, религиозную значимость имеет псковский Рождество-Богородичный (или Богородицкий) Снетогорский монастырь (Овсице, Снетная гора, 1), основанный на горе Снет- ной в первой половине XIII в. в живописном месте. Снетная гора, а затем и монастырь получили название от рыбы снеток, которая заходила на нерест в излучину ближайшей реки Великой. Первоначально это был мужской монастырь, который основали или афонские монахи, или духовный подвижник, великий аскет, первый игумен этой обители Иоасаф. В 1299 г., во время нападения на Псков ливонских рыцарей, захвата города ими и последующего отступления из него, немцы подожгли монастырь, его монахи приняли мученическую кончину. В пламени погиб игумен Снетогорского монастыря Иоасаф (он был канонизирован). Монастырь был постепенно восстановлен, было время, когда он даже считался самым крупным и самым древним на Севере Руси, был традиционным местом пострижения богатых псковичей и захоронения псковских князей. Здесь начали свои православные подвиги преподобные Евфросиния Псковская и Савва Крыпецкий. Кроме большого духовного авторитета, монастырь привлекал богомольцев и своим визуальным совершенством Соборный каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен и расписан фресками в 1310 г. Этот храм имел высокого класса фресковую роспись. В XVI в. построили церковь-колокольню высотой 80 м. В 1805 г. монастырь был упразднён и обращен в Архиерейский загородный дом После 1917 г. Снетогорский монастырь был закрыт, разорен; в 1920—1930 гг. в нём устроили дом отдыха От церкви-колокольни остались руины, перестроили и довели до плачевного состояния трапезные палаты с храмом святителя Николая (1518). В период Великой Отечественной войны монастырь сильно пострадал от нападений гитлеровцев. Монастырь был возвращен Церкви в 1993 г., он реально возродился, но уже как женская обитель, в 1994 г. Численность его насельниц колеблется от 50 до 80 человек. В Снетогорс- ком монастыре сохранились Святые ворота со сторожкой, восстановлен храм святителя Николая, главный монастырской святыней являются пребывающие в нем мощи преподобного Иоасафа Снетогорского.