Псков так же, как и Новгород, представлял собой мощную крепость (XII— XVII вв.) на северозападных землях Руси. Она неоднократно спасала город от вторжения немецких захватчиков. Тройной ряд мощных стен делал крепость неприступной. Для Пскова XIII и начало XIV века ознаменовались постоянными войнами с немцами, поэтому все силы были брошены на фортификационное строительство.
Рядом с Псковом также были построены крепости в Изборске (см. рис. 6.9), Острове и Красном. На крупные строительные проекты средств не хватало. Из монументального строительства того времени сохранился значительно перестроенный впоследствии собор Снетогорского монастыря.
В основном в псковском зодчестве просматриваются те же тенденции к .маломасштабному церковному строительству, что и в Новгороде. Наиболее яркий памятник XV в. в Пскове — церковь Василия на Горке. В церкви изменено покрытие, которое первоначально было позакомарным. Тип покрытия, наличие трех абсид, украшенных тройными орнаментальными фризами, а также ступенчатые арки — все это роднит храм с раннемосковским зодчеством. Однако в нем прослеживаются и чисто псковские мотивы.
Практичные псковичи заменяют квадратные в плане столбы на круглые для расширения внутреннего пространства храма. Псковские зодчие пристраивают множество дополнительных объемов к основному зданию церкви. Причем пристройки делаются в разное время, что придает общей композиции сложную асимметричную и одновременно живописную форму.
Этот подход к строительству церквей, скорее всего, был продиктован сложившейся традицией возводить жилые хоромы, составляя их из многих срубов разного времени, разных размеров и часто разной формы. Храм за счет своей многогранной сложной формы и небольших размеров легко вписывался в окружающую природную среду и городскую застройку.
Скромный декор, который состоит из простых валиков-арок, пояска на барабане и абсидах, широкие массивные лопатки на фасадах сближают храм с человеком, делают его максимально доступным для прихожанина. Близость Новгорода не могла не сказаться на приемах псковского строительства: в Пскове строились церкви по принципу новгородских с одной абсидой, например церковь Варлаама Хутынского, построенная в 1495 г..
Псковская архитектура не утратила своей самобытности даже после присоединения к Москве. Поэтому памятники зодчества XV и начала XVI вв. сохранили особую теплоту и человечность, которые псковские зодчие выработали еще в XIII в. Построенная в начале XVI в. церковь Воскресения со Стадиша (1532) сполна подтверждает устойчивость архитектурных приемов, выработанных в прежние века.
Особым традиционным архитектурным элементом были камерные звонницы, которые повсеместно возводились либо над входом в церковь, как в церкви Воскресения со Стадища, либо в непосредственной близости от здания. Эти малые звонницы, рассчитанные на маленькие колокола, созывали на молитву людей с близлежащих улиц. Для этого вполне хватаю мощи их звона. Звонницы стали символом церковной архитектуры Пскова, поддерживая основную идею сближения храма с человеком, столь характерную для того времени.
Значимым достижением псковской архитектурной школы стали маленькие бесстолпные храмы, такие как церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гдове, построенная в XVI в. Ее перекрытие представляет собой систему ступенчатого свода, где каждый последующий ряд маленьких сводиков опирается на предыдущий, В этих храмах псковские мастера достигли большой художественной выразительности при предельной простоте и изяществе форм.
Псковская архитектурная школа, сформировавшаяся на основе свободы псковского люда, преимущественно представителей среднего класса (ремесленников, купцов, среднего ранга священнослужителей, зажиточных горожан) выработала приемы строительства, которые оказали значительное влияние на архитектуру Руси и, в частности, на архитектуру Московского государства. Ясная и простая по форме, практичная по содержанию, приветливая и уютная по духу, псковская архитектура заняла свое прочное место в русском зодчестве.
В руках псковских строителей не было особо прочного материала, и они строили здания соответственно прочностным возможностям своего плитняка. Не было также достаточных средств, и здания при небольших габаритах расширялись самыми разными способами: квадратные опоры заменялись на круглые, пристраивались приделы, крыльца и паперти, и, наконец, стали строиться бесстолпные храмы.
Псковский камень — плитняк — не устойчив к атмосферным осадкам, его покрывают побелкой, преследуя две цели: храм получает более привлекательный и нарядный вид и одновременно его стены защищаются от воздействия дождя и снега. Так, решая функциональные и инженерные задачи, псковские зодчие достигали одновременно художественной выразительности своих построек, вписывая псковскую архитектуру в историю русского зодчества.