ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ

Русский павильон на Всемирной выставке 1878 г. в Париже

Начиная с 1870-х годов происходит постепенный переход к приемам и образам русской архитектуры XV- XVII веков.

Отказ от подражания западной и древней архитектуре был связан с новыми идеями, волновавшими общество.

Возникшее народническое движение, демократические идеи охватили интеллигенцию и особенно молодежь, резкой критике подвергались архитекторы за их обращение к прошлому и к западной архитектуре. Против подражательства в искусстве выступал знаменитый представитель художественной культуры, критик и общественный деятель В. В. Стасов (1824- 1906).

Исследователи русской архитектуры XVI-XVII веков своими трудами оказали большое влияние на появление в 70-х годах XIX века псевдорусского стиля. Развитие капитализма и расширение межнациональных отношений, участие России на международных выставках способствовали пониманию на данном этапе значения этого стиля и его развитию.

На международных выставках во Франции, Дании и США павильоны России, построенные по проектам архитекторов В. А. Гартмана и И. П. Ропета, познакомили Запад со стилизаторством русского зодчества. Все выставочные павильоны и некоторые здания были выстроены из дерева. Но уже начиная с 1875 года здания в псевдорусском стиле строили в кирпиче.

Ярким образцом псевдорусского стиля в Петербурге является дом Басина (1878-1879) на Театральной площади, построенный архитектором И. П. Басиным. В Москве В. О. Шервуд (1833-1897) возводит Исторический музей (1875-1881). Это направление в архитектуре получило название «ропетовское» по фамилии талантливого его представителя архитектора И. П. Ропета (псевдоним архитектора И. П. Петрова, 1845-1908).

Доходный дом на Театральной площади в Петербурге
Исторический музей

Но вскоре ропетовское направление постепенно стало уступать место стилю допетровского зодчества XVII века.

Влияние допетровского зодчества в конце XIX века ощущается в таких интересных общественных зданиях, как Городская дума (1890-1892), архитектор Д. Н. Чичагов (1835-1894); Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на Красной площади (1889-1893), архитектор А. Н. Померанцев (1848-1918).

Достижения строительной техники, новые строительные материалы и функциональные назначения зданий и сооружений требовали новых архитектурных форм, новых направлений.