Во многих старинных городах, занимающих важное стратегическое положение, таких, как, например, Бенарес (Варанаси), Алигарх, Аллахабад (1834), Агра (1835), Хайдарабад, Пешавар (1949, ныне Пакистан), Мултан (1888, ныне Пакистан), Лахор (1849, ныне Пакистан), англичане создали однотипные военные регулярно спланированные укрепленные городки со своими резиденциями, больницами, школами, церквями и клубами. Впоследствии вокруг этих укреплений, расположенных обычно на расстоянии нескольких километров от старого города, вырастали новые «европейские кварталы».
С середины XIX в. начали быстро расти индийские портовые города: Калькутта,
Мадрас, Бомбей, Карачи, где уже в XVII—XVIII вв. англичане воздвигли свои форты, первые доки и христианские церкви. Теперь эти порты стали превращаться в центры промышленности и торгово-коммерческой деятельности.
Вновь создаваемые англичанами города с самого начала делились на кварталы: европейские— благоустроенные с особняками и парками и индийские — с хаотической застройкой вокруг промышленных предприятий, рабочими хижинами и доходными домами (например, в Хайдарабаде — столице княжества Низама, новую часть города отделяет от старой широкая р. Муси, которую пересекают четыре моста). Английские колонизаторы противопоставляли местной культуре свою, механически насаждая на индийской земле сложившиеся в метрополии готовые типы и формы сооружений. Города и здания, возводившиеся в период с середины XVIII в. до середины XIX в. англичанами, мало чем отличались от подобных им произведений европейской архитектуры этого периода.
Проектирование особняков, административных зданий, коммерческих и фирменных предприятий поручалось, как правило, европейским (главным образом, английским) архитекторам. Существовал даже запрет для индийских зодчих участвовать, иначе как в качестве подсобных рабочих, в строительстве, ведущемся правительственными учреждениями, в частности департаментом общественных работ.
Среди работавших в Индии в XIX в. европейских зодчих были такие известные архитекторы, как Джильберт Скотт (построивший англиканский собор в Лахоре, 1884— 1887), Б. Сулливан и Дж. Л. Киплинг (спроектировавшие здания почтамта, телеграфа и банка в Лахоре), Э. Лаченс (Лондон, 1869—1944) и. Г. Бэйкер (спланировавшие новый Дели и построившие там же правительственные и дворцовые здания) и др.
Однако чаще к проектированию привлекались военные инженеры, которые мало считались с местными условиями и традициями и создавали свои проекты по готовым увражам, облекая порученные им здания в формы любого угодного заказчику стиля: классицизма, готического или романского. Так, резиденция в Хайдарабаде выстроена по проекту военного инженера С. Расселла, ратушу в Бомбее спроектировал полковник Т. Каупер, монетный двор в Бомбее в 1824 г. спроектировал майор Дж. Хоукинс. Одобренный заказчиком проект попадал в руки подрядчика, который, детально разработав рабочие чертежи, передавал их затем для осуществления индийскому мастеру, которому приходилось создавать никогда не виданные им архитектурные и лепные формы, вроде коринфских капителей или масок Венеры и Марса (встречающихся, например, в здании Военного секретариата в Калькутте).
Для административных зданий первой половины XIX в., воздвигавшихся на средства колониальной администрации или английских коммерсантов, избирались, как правило, формы классицизма с фронтальноосевой композицией, портиками и колоннадами, полуциркульными оконными проемами, нишами, заполненными скульптурой; таков, например, комплекс правительственных дворцовых зданий в Калькутте (1799— 1802), расположенный в европейской части города с ее садами и парками. Здесь арх. Чарльз Виетти почти полностью повторил планировку и архитектуру здания Кедл- стона Холла в Дербоншире, построенного в XVIII в. арх. Р. Адамом (1730—1794) в стиле английского классицизма (с античными портиками и деталями).