Степан Павлович Рябушинский — один из восьми представителей третьего поколения известных купцов. Он был известен не только в промышленных и банковских кругах, но и среди творческой интеллигенции как собиратель и исследователь древнерусской живописи, являлся директором первого автомобильного завода «ЛМО» в Москве.
В 1900 году был утвержден проект и начато строительство усадьбы для С. П. Рябушинского недалеко от Никитских ворот, напротив церкви Большого Вознесения, на Малой Никитской, 6/2 (рис. V.330, V.331).
Усадьба состояла из отдельно стоящего особняка и хозяйственных построек. Особняк Рябушинского по архитектурно-планировочному решению и художественно-декоративному убранству в полной мере воплотил характерные черты стиля модерн.
Общая композиция особняка представляет собой геометрический объем — куб. К нему с южной и западной сторон пристроены оригинальные крыльца с массивными колоннами и арками различного очертания.
Стены особняка облицованы глазурованным кирпичом и прорезаны на разных уровнях окнами неодинаковой конфигурации. По южному, западному и восточному фасадам дома проходит широкий фриз с изображением орхидей. Одни окна врезаны во фриз, другие занимают всю высоту этажа. Такое расположение окон образует самобытный ритм фриза. Далее следует сильно выступающий карниз в виде консоли. Завершает фасад аттик.
Дом с внешней стороны выглядит двухэтажным, но внутри имеет несколько этажей, объединенных лестницами и хозяйственным лифтом.
Парадный вход на южной стороне дома ведет в вестибюль-гардеробную, художественно-декоративное убранство которого должно было приблизить человека к природе.
Мозаичный рисунок пола вестибюля напоминает круги на воде. Витражи отделяют вестибюль от прихожей. Рисунок витражей напоминает крылья бабочки или стрекозы. Венчают витражи два светильника (в настоящее время они закрыты шкафами, и только светильники над шкафами напоминают о былой красоте). В прихожей большое зеркало с пейзажным витражом, и кажется, что сюда прилетят бабочки или стрекозы с предыдущих витражей. Слева от зеркала — небольшая дверь, ведущая в холл.
По сторонам от прихожей находятся комнаты. Справа, в восточной стороне дома, расположены большой и малый кабинеты. Большой кабинет предназначался для работы. У громадного полуовального окна стоит большой письменный стол.
На противоположной стороне от окна яркие пятна — подковообразный витраж с рисунком веточки лаврового деревца — символом успеха в деловом мире, а в углу — камин, облицованный зеленым мрамором.
По потолку проходят прямоугольные деревянные балки темного цвета, которые из конструктивных элементов превращены в декоративные, на них на оригинальных цепях висят светильники, в центре большая люстра.
Малый кабинет предназначался для отдыха.
Слева от прихожей, в западной стороне дома, находятся гостиная и столовая, самые большие и роскошные комнаты. Двери в гостиную выглядят величаво. Наружные створки дубовые, украшенные орнаментом из стеблей папируса, внутренние — ореховые, украшенные стилизованными розами.
Потолок гостиной декорирован лепниной ручной работы, а у окна — живописный плафон: на голубом небе желтые хризантемы с улиткой на стебле.
Столовая, самая большая комната, отделанная дубовыми темными панелями, подверглась большим изменениям. На противоположной стороне, напротив двери из гостиной, находился большой, по всей высоте комнаты, самый прекрасный в доме беломраморный камин с горельефами. Камин напоминал триумфальную арку прямоугольной формы: две колонны с мощным аттиком, декорированные горельефами (камин разобрали в 1932 году). В углу, справа от камина, почти незаметная дверь ведет в переднюю-буфетную. Светильники-люстры, украшавшие комнату, напоминали букет белоснежных цветов (люстра и мебель пропали). Почти на всю ширину стены — огромное окно из двух узких боковых створок и центральной большой части, с переплетами криволинейного очертания, повторяющими рисунок веток деревьев. Окно декорировано металлической решеткой.
Слева от окна небольшая дверь, через которую можно выйти в сад.
На противоположной стене от окна был устроен большой арочный проем (декорированный такой же решеткой, как и окно), открывающий вид центральной части особняка, похожий на сказочный мир подводного царства. В настоящее время проем закрыт дверными створками.
На первом этаже находятся еще три комнаты: передняя-буфетная рядом со столовой (сохранился шкаф-лифт для подачи готовых блюд из кухни, расположенной в подвале), другая небольшая комната предназначалась для слуг, третья, возможно, была кабинетом управляющего домом. Здесь же находился второй, хозяйственный вход в дом со двора.
Центральная часть особняка холл — как и другие помещения, подчинена художествен но-декоративным эффектам, что делает ее самой образной, прекрасной и грандиозной. В этом изумительном пространстве все связано с подводным и земным миром: стены выкрашены в зеленоватый цвет, а с высоты второго этажа, высеченный из зеленовато-серого вазелемского мрамора, несется поток воды в виде волны высотой с ограждение (рис. V.336). И кажется, что в какую-то секунду поток воды остановился, чтобы в следующее мгновенье ринуться вниз и у основания лестницы устремиться вверх, выбросив из морской пучины светильник в виде медузы. Сверху медуза напоминает черепаху.
В срезанном углу лестницы, на всю высоту двух этажей устроен голубовато-синий витраж с символами природы. На промежуточной лестничной площадке в углублении стоит диванчик для отдыха, а над ним балкон с металлической оградой.
Лестница освещена естественным световым фонарем.
Мы стоим на площадке второго этажа. Слева, в восточной части дома, расположены две комнаты, где хранилась коллекция русских икон. Справа узкий коридор огорожен как бы фрагментом аркады — полуарками и частью колонны, увенчанной скульптурно-декоративной капителью с изображением саламандр и лилий. По коридору можно пройти в молельню, расположенную на третьем этаже, в северо-западной части дома.
Центральная дверь вела в кабинет Анны Александровны, жены Рябушинского, откуда можно было пройти в будуар, а затем в спальню. Рядом со спальней находилась ванная комната. Все три комнаты имели минимум декора.
С помощью отделочных материалов, цвета, лепнины, естественных пород дерева, светильников Шехтель создал интерьеры на тему времен года: кабинет — весна, будуар — зима, а спальня — лето.
Мы спускаемся во двор. Здесь находились три хозяйственных строения. В левом, двухэтажном, на первом этаже находились дворницкая и прачечная, на втором этаже — жилые комнаты, в центральном — конюшня и каретный сарай, в правом — одноэтажные сараи.
Хозяйственные строения были отгорожены от парадной части усадьбы несложной оградой — на невысоком цоколе простая металлическая решетка.
Территорию участка огибает ограда. Малая высота основания с прозрачной металлической решеткой, выполненной в виде чешуи, не закрывала усадьбу от наружного обзора.
Трагичны были судьбы архитектора и владельца дома. До краха оставалось немного времени.
Недолго прожил С. П. Рябушинский в своем особняке. В 1919 году он с дочерью вынужден был покинуть родину. Поселились они в Милане, а затем в доме под Генуей, где в 1942 году С. П. Рябушинский скончался в возрасте 62 лет.
Ф. О. Шехтель прожил 8 лет в собственном доме на Большой Садовой, который построил для себя в 1909 году. В этом доме бывали В. Маяковский и другие друзья сына Шехтеля, представители нового направления в искусстве — футуризма и кубизма.
Здесь впервые, написанная и иллюстрированная от руки, вышла поэма В. Маяковского «Я».
Новая власть национализировала собственный дом архитектора Ф. О. Шехтеля. До самой смерти он ютился в одной комнате с дочерью в коммунальной квартире. Были утеряны личные вещи, которые он собирал с большой любовью. Ему предлагали уехать за границу, но он не хотел быть эмигрантом.
За несколько недель до смерти Ф. О. Шехтель написал И. Д. Сытину, известному издателю и просветителю: «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, Дервизам и остался нищим, глупо, но я чист».
26 июня 1926 года Ф. О. Шехтеля не стало.
66 лет имя Ф. О. Шехтеля пытались предать забвению. Его творения подвергались жестокой критике. Но истина восторжествовала. И даже, как знак признания его таланта, его именем была названа малая планета.