Демонстрируют специфический подход зодчих начала XVIII в. к известному, освященному временем и традицией кремлевскому типу церковного здания. При сохранении всех основополагающих приемов и форм типа, мастерами используются дополнительные композиционные и декоративные элементы, происходящие из различных источников. Подобный эклектичный способ построения архитектурной композиции мы уже отмечали в шестистолпных соборах XVII в., но там его результаты были более гармоничны, и он мало сказывался на качестве памятников. Казанский же храм наделен ярко выраженными чертами провинциальной архитектуры, в которой при использовании принципиальных форм и приемов кремлевского типа резко снижается качество их исполнения: не так гармоничны пропорции четверика и отдельных композиционных и декоративных элементов, легко обнаруживаются несоответствия во внутреннем пространстве памятника, широко используются более простые по конструкции коробовые своды, происходит упрощение композиции алтаря. Особо следует подчеркнуть, что Покровская церковь является первым в развитии типа большого собора примером сооружения шестистолпного храма в качестве приходской церкви и что ее заказчиками выступили представители купеческого сословия, в отличие от ограниченного круга высших государственных деятелей, являвшихся заказчиками подобных сооружений в XVII в.
В 1741 г. в Казани на средства купцов была сооружена еще одна крупная церковь — Богоявленская2. Предположительно она также относится к шестистолпному соборному типу, но в ней еще отчетливее обозначился процесс размывания основных типологических принципов: существенно изменен пропорциональный строй соборного сооружения из-за «расползания» четверика в ширину, все барабаны поставлены на глухих сводах и не дают света внутрь храма, а торжественные закомары превратились в ряд многочисленных мелких кокошников под четырехскатной кровлей.
Второй по хронологии в XVIII в. шестистолпный храм сооружается в крупном торговом селе Великое, расположенном в 25 км к югу от Ярославля. Село выросло на оживленном месте, откуда от старого ярославского тракта отходила дорога на Суздаль. Первые упоминания о Великом появляются в документах в XVI в., хотя очевидно, что история села начинается несколько раньше. Через Великое не раз проезжал Петр I, подаривший село в самом начале XVIII в. своему сподвижнику, полководцу Ани- ките Ивановичу Репнину (1668-1726). По некоторым источникам, в 1712 г. в честь победы русской армии над шведами под Полтавой не без участия фельдмаршала Репнина была выстроена в Великом холодная церковь Рождества Богородицы3.