Совершенствование и усложнение композиционно-образных средств. Типологический набор построек сокращается (ведущие типы — дворец и храм), функционально-планировочное и конструктивно-технологическое развитие замедлено.
Сохраняется подход к городу как к ансамблю. Внимание, уделяемое зданию как элементу городского ансамбля, способствует закреплению принципа проектирования «снаружи — внутрь».
Активное освоение приемов и форм европейской архитектуры приводит к появлению пространственных и стилевых аналогий с архитектурой барокко, что позволяет именовать рассматриваемый период периодом барокко. Одновременно в русской архитектуре идет освоение исконных объемно-пространственных и образных структур. Синтез этих двух источников приводит к возникновению яркой, самобытной архитектурной среды, отвечающей идеям национального самоутверждения.
Ведущую роль в развитии архитектуры играют профессиональные — петербургская и московская — школы архитекторов. Однако влияние столичных образцов распространяется на всю территорию страны, где, пройдя через новый этап синтезирования с местными традициями формообразования, завершается становлением региональных школ барокко.
Появляется новый элемент в профессиональной архитектурной деятельности — обмеры памятников архитектуры, которые наряду с иностранными графическими материалами служат подспорьем при проектировании.
Складывается и закрепляется система подготовки архитектурных кадров, оформляется представление об архитектурной профессии и профессиональной культуре.
Параллельно с «барочной» линией развития архитектуры существует направление, ориентированное на более строгую, классическую образность и подготовившее расцвет классицизма.