Главный архитектор Огюст Монферран. С этим именем связано возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В течение сорока лет продолжалось строительство этого крупнейшего в России замечательного архитектурного памятника.
И все эти годы Монферран был бессменным руководителем работ, главным архитектором. На чертежах рядом со своей подписью он ставил личную печать: овал с портиком и змеей. Внутри, по краю, была надпись: «Архитектор Его императорского величества, строитель церкви Исаакия».
Огюст Монферран оставил свой след в истории архитектуры как автор и строитель Исаакиевского собора, но, помимо этого сооружения, у него были и другие прекрасные работы.
Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился во Франции в городе Шайо 23 января 1786 года. Рикар — фамилия отца архитектора, а именем Монферран его называли родственники матери. Монферран — название поместья, откуда его отец был родом. Дед, по линии отца, был инженер — строил мосты.
В 1806 году Монферран поступил на военную службу. Участвовал в итальянской кампании, но был вынужден уйти со службы из-за ранений в голову и бедро. Вторично Монферран надел военный мундир в 1813 году. Он рассказывал, что в военной кампании его заслуги были отмечены орденом Почетного легиона. Но этот факт не подтвердился документально, и ему не разрешили носить орден.
А становление Монферрана-архитектора подтверждено документами. Между двумя военными кампаниями Монферран получил архитектурное образование.
1 октября 1806 года Монферран поступил в Королевскую специальную школу архитектуры в Париже. Семь лет Огюст провел в Королевской школе. Преподаватели отмечали его успехи в учебе. Монферран дважды участвовал в конкурсе Большого Римского приза.
После окончания школы он начал работать у архитектора Молино, генерального инспектора архитектуры департамента Парижа. Генеральный инспектор отмечал в нем «весьма выдающийся талант в чертежном и архитектурном деле».
Работая некоторое время с Молино, он знакомится с известными французскими архитекторами Ш. Персье и П. Фонтена. Они являлись создателями нового стиля в архитектуре — стиля «ампир», возникшего во Франции в период империи Наполеона I. Последователей этого стиля увлекали грандиозные сооружения античной архитектуры. Одной из известных работ архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена была великолепная арка Карусель в Париже, выполненная в стиле ампир. Естественно, увлечение стилем ведущих архитекторов не могло не сказаться на творчестве Монферрана, что нашло свое отражение в некоторых его работах.
Во время учебы он совершил поездку в Италию. Там Огюст познакомился с архитектурными памятниками Древнего Рима. Поездка сыграла большую роль в становлении молодого архитектора, и, по словам самого Монферрана, он «страстно полюбил зодчество древних».
Далекая и суровая Россия привлекала молодого Монферрана. Так же как многие другие архитекторы, он мечтал получить там работу.
В 1814 году, во время приезда Александра I в Париж, Монферран был удостоен чести быть представленным императору. Он преподнес Александру I альбом со своими проектами в надежде на помощь со стороны высокого гостя. В дальнейшем мы увидим, что эта встреча сыграла определенную роль в жизни Монферрана в России.
А пока архитектор готовился покинуть Францию, отправляясь в далекую Россию. Летом 1816 года Монферран приезжает в Петербург творить и строить.
В столице он обратился за помощью к своему соотечественнику Августину Бетанкуру (1758-1824), (рис. V.258) выдающемуся инженеру, строителю Манежа в Москве. Бетанкур занимал должность председателя Комитета по делам строений и гидравлических работ. Он, естественно, откликнулся на просьбу Монферрана и устроил его рисовальщиком на фарфоровый завод, а затем перевел в свой Комитет старшим чертежником.
В 1816 году Александр I поручает А. Бетанкуру заняться. перестройкой Исаакиевского собора, строительство которого долгое время оставалось незаконченным. Все сотрудники Комитета были заняты крупными заказами, и А. Бетанкур решил поручить это Монферрану.
Огюст с особым рвением принялся за работу. Он написал 24 миниатюрных рисунка церквей и культовых сооружений всех народов и стран, показав тем самым свою эрудицию и знание истории мировой архитектуры. Все рисунки-проекты были собраны в один альбом, и А. Бетанкур представил их императору. Александру I рисунки понравились. Из представленных проектов он принял один, а молодого человека по имени Огюст Монферран запомнил. Вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором», ему также поручалась перестройка Исаакиевского собора.
Памятник Николаю I (1857-1860)
Памятник императору Николаю I был последним творением Огюста Монферрана. Он установлен в южной части Исаакиевской площади, напротив Исаакиевского собора. Общее решение памятника и пьедестала принадлежали Монферрану. Вместе с ним над памятником трудились скульпторы П. К. Клодт, Р. К. Залеман и Н. А. Рамазанов, архитекторы Р. К. Вейгельт и Л. Л. Бонштедт.
Проект памятника был утвержден 2 мая 1856 года. В 1857 году состоялась торжественная закладка памятника. Его сооружением также руководил Монферран. Три года ушло на строительство памятника. Открытие его произошло уже после смерти Моиферрана.
Фигуры коня и всадника лепил скульптор П. К. Клодт (автор скульптурных групп «Укротители коней» на Аничковом мосту через Фонтанку, принесших ему мировую известность). Мастерство П. К. Клодта заключалось в решении установить конную статую на две точки опоры — задние ноги. В мировой практике монументальной скульптуры таких примеров очень мало. Для решения этой задачи-Клодт переместил центр тяжести на круп лошади, сделав его более тяжелым, чем остальные части скульптуры.
На пьедестале установлены четыре барельефа с изображением государственных событий при правлении Николая I. Три барельефа, выполненные Н. А. Рамазановым, рассказывают о подавлении восстания па Сенатской площади 14 декабря 1825 года, об усмирении холерного бунта на Сенной площади в 1831 году и об открытии железной дороги Москва — Петербург в 1851 году.
Скульптором Р. К. Залеманом были выполнены барельеф «Поднесение Сперанским свода законов» (рис. V.276), изображение античных воинских доспехов и четыре аллегорические женские фигуры, олицетворяющие Правосудие, Силу, Мудрость и Веру. Есть предположение, что лицам женских фигур придано портретное сходство с членами царской семьи.
Пьедестал овальной формы поставлен на невысокий стереобат из красного финского гранита с тремя ступенями. Четыре фонаря у памятника изготовлены по чертежам архитектора. Р. К. Вейгельта.
Невысокое ограждение вокруг памятника спроектировано архитектором Л. Л. Бонштедтом.
Место для памятника, пропорции по отношению к окружающим зданиям были найдены верно, это создает впечатление законченности ансамбля площади.