Совершенно иные приемы Борромини применил в решении фасада, выходящего на виа Папалис. Вся система архитектурных ордеров сведена здесь к нескольким графическим линиям.
Только круглая башня, мощно возносящаяся над фасадом, несет на себе некоторые следы скульптурного декора. Жизнь духа, воплощенная орденом св. Филиппо Нери, оказывается неразрывно связанной с этим городским пространством.
Пьяцца ди Треви располагается по соседству с палаццо Квиринале и пьяцца Квиринале, строительство которых было начато в 1635 году Урбаном при участии Бернини. Первоначально планы фонтана Треви и прилегающего к нему с востока палаццо Карпенья были разработаны под наблюдением папы Урбана, однако остались нереализованными.
В промежутке между 1640 и 1649 годами Борромини сделал бесчисленное множество проектов предполагаемого палаццо, которые были реализованы лишь частично. Эти планы были весьма дерзкими и предвосхищали грядущие достижения в дворцовом строительстве. Первоначально Бернини использовал в качестве отправной точки палаццо Барберини, расположив все части здания вдоль одной оси.
Его подход к организации внутреннего пространства, включившего в себя огромный вестибюль, открытую лестницу и овальный внутренний двор, следует признать революционным.
Окончательный план, выбранный из множества вариантов, включал в себя две лестницы, поднимающиеся вдоль стен внутреннего двора. Идеи Бернини долгое время оставались невостребованными, пока Гварини в своем проекте палаццо Кариньяно не реализовал (хотя и частично) некоторые из них.
Проект университетской церкви Сант Иво алла Сапиенца (рис. справа) вряд ли можно отнести к архитектурным шедеврам, рожденным единым порывом творческого гения. Работа над церковью продолжалась без малого два десятилетия, под бдительным присмотром пап, предлагавших свои решения и вносивших в первоначальный план всевозможные изменения.
Сталкивающиеся политические интересы и меняющиеся эстетические предпочтения оказывали неизбежное влияние на все стадии строительства, вынуждая архитектора корректировать планы, вносить изменения и перестраивать различные части постройки.
Около 1632 года Бернини предложил кандидатуру своего помощника Борромини в качестве возможного архитектора университетской церкви. Борромини немедленно приступил к работе над планом южного крыла сооружения, строительство которого было начато Джакомо делла Порта.
В 1642 году Борромини сам возглавил строительство. В течение двух лет церковь была воздвигнута до уровня фонаря. В основе плана лежала конструкция из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников, с вершинами, усеченными трапециевидными и полукруглыми апсидами.
По углам располагались арки, сориентированные на центральное пространство церкви. В принципе план церкви был аналогичен использовавшемуся при строительстве Сан Карло, где единственный архитектурный ордер доминировал во всей постройке. Широкий открытый вход со стороны двора открывает вид на сильно заглубленную алтарную нишу.
Здесь Борромини изменил трактовку купола в сравнении с первоначальным замыслом. В то время как в структуре церкви Сан Карло преобладала форма простого овала, здесь в конструкции стены совмещены выпуклые и вогнутые кривые. При этом вогнутые сегменты на определенной высоте переходят в выпуклые и в конце концов сливаются с прилегающими частями стены.
Сочленения этих частей и порождают динамику и устремленность вверх, которая начинается с угловых устоев постройки. В этом смысле сложность первоначального проекта сменяется в окончательном варианте всеобъемлющей и совершенной простотой.
Купол был завершен после вступления в должность папы Иннокентия X, принявшего полномочия от своего предшественника Урбана. В строительстве, однако, явно намечалась пауза, главным образом по причине конфликта между семействами пап Памфили и Барберини.
Лишь бесконечные петиции с требованием продолжить возведение церкви, исходившие от самих строителей и юридического факультета университета, привели к возобновлению работ в 1652 году. Фонарь и спиралевидная башня были пристроены к зданию церкви несколько позже. Вскоре стало очевидным, что Борромини не удастся совместить новые элементы с первоначальным проектом.
Основная причина этого состояла в том, что фонарь, зажатый в «тиски» двойными пилястрами, а также утяжеленный криволинейным карнизом между парными колоннами, грозил обрушить сложную конструкцию купола. Срочные меры по ее укреплению выразились в «импровизированном» встраивании железных нервюр в основание купола и сооружении дополнительных ребер жесткости, обеспечивающих сохранность свода.
На этом строительные работы как таковые можно было считать завершенными, однако следующий папа, Александр VII, инициировал новую серию изменений. Был перестроен подход к зданиям, а некоторые окна заложены. Были внесены изменения и в структуру барабана. В то время как для Бернини архитектура была сценической площадкой для тех или иных драматических коллизий, в случае с Сант Иво драма стала элементом процесса создания памятника. Однако Борромини, по всей вероятности, не предполагал, что эта драма будет диктовать свои условия строителям и архитектору.