Строительство городов.велось, как правило, стихийно или, в лучшем случае, согласно старым планам. Отдельные попытки теоретического осмысления нового градостроительного опыта не оказали заметного влияния на практику. Положение усугублялось и тем, что структура большинства городов сложилась в основном в конце, XVIII — начале XIX вв. и оставалась с тех пор прежней. Новые требования не соответствовали традиционным классическим приемам планировки. О консерватизме строительного законодательства второй половины XIX в. свидетельствует, например, то
обстоятельство, что к инструкции по проектированию и расположению губернского, уездного и заштатного городов, разработанной в 1870 г. в строительном комитете Министерства внутренних дел и разосланной на места для руководства, были приложены в качестве образцовых схемы примерных планов городов, в основе которых лежал обобщенный план русского города конца XVIII — начала XIX вв.
В конце XIX — начале XX вв. в градостроительстве России появились и новые особенности. В этот период в связи с дальнейшим ростом городов усилились контрасты между застройкой центральных районов города и его окраин. Центр города стал местом концентрации большинства торговых, банковских и административных учреждений. Так, из 78 акционерных банков Петербурга в 1914 г. только на Невском их было 40, а из всех 34 банкирских контор— 24. Здесь же на Невском находилось 10 страховых обществ и т. д.
Рост промышленности и развитие разветвленной сети железнодорожного и водного транспорта, спекуляция на земельных участках все сильнее сказывались на планировке и застройке городов. Кольца промышленных предприятий, особенно выросшие к концу XIX — в начале XX вв., все более мешали территориальному расширению индустриальных городов. Это вело к значительному уплотнению застройки, к повышению этажности, особенно в Петербурге и Москве, сильно выделявшихся по своим размерам даже среди крупнейших городов страны. Так, если во второй половине XIX в. население крупнейшего в то время города страны — Петербурга — выросло почти в 4 раза, то его территория увеличилась лишь в 2 раза. Причем особенно увеличилась плотность населения центральной части города (за счет увеличения этажности зданий).
Быстрый рост городов при почти полном отсутствии регулирующего начала привел в конце XIX в. к нарушению их целостности в функциональном, инженерно-техническом и эстетическом отношениях. Развитие городской застройки в таких неуправляемых условиях стало все более и более отрицательно сказываться на городах, поэтому в конце XIX — начале XX вв. начинаются поиски разных мер для улучшения создавшегося положения. Необходимость реконструкции ряда больших городов в это время стала особенно острой. Начался пересмотр строительного устава и «городовых» положений, в городских управлениях обсуждались различные предложения об улучшении жизни в городах, архитекторы разрабатывали новые проекты развития городов. Родившаяся градостроительная наука пыталась решить проблему города с учетом положения, сложившегося к концу XIX в., — попытка, не осуществимая в социальных условиях того времени.
В конце XIX — начале XX вв. сильно изменились масштабы застройки городов, интенсивность городского движения неизмеримо выросла, транспортные средства усложнились (появился трамвай, увеличилось число автомобилей и т. д.). Многие площади и улицы превратились в сложные узлы движения, и их необходимо было приспосабливать к новым транспортным условиям. Транспорт требовал увеличения ширины улиц и более рациональной их планировки. Необходимость выделения торгового центра, усиленное строительство в городах промышленных и железнодорожных сооружений, развитие зрелищных предприятий и т. д. также явились существенными мотивами для изменения планировки городов. Проблемам планировки, после десятков лет по существу равнодушного к ним отношения (после градостроительства классицизма), в конце XIX — начале XX вв. стали уделять значительное внимание как на практике, так и в теории (статьи Л. Н. Бенуа, Г. Д. Дубелира, М. Г. Диканского, Ф. Е. Енакиева, А. К. Енша, М. М. Пере- тятковича, В. Н. Семенова и др.).
Изменение структуры городов на новых основах — в этом заключалась идея градостроительства России конца XIX — начала Х^( вв. Если вторую половину XIX в. можно рассматривать преимущественно как период количественного роста городов, то конец XIX — начало XX вв.— как период внутреннего изменения их построения (структуры), т. е. как период качественного их развития. В это время, хотя и в крайне ограниченных масштабах, вырабатывались новые градостроительные принципы — комплексная застройка кварталов и районов города, новая структура города, имеющего несколько центров. В крупных городах начали организовываться специализированные центры — деловой, где располагались биржа, банки, торговые учреждения; транспортный с привокзальной площадью и т. д.
В появлении и развитии комплексного строительства в городах определенную роль сыграло проектирование и строительство рабочих городков, например Невской ниточной мануфактуры, Российско-Американской резиновой мануфактуры в Петербурге и др. Это строительство, которое можно в известной степени рассматривать как прообраз микрорайонирования в русском градостроительстве, помогло кристаллизации новой структуры города в конце XIX — начале XX вв.
Именно в этот период, хотя и с известным нарушением ансамблей классицизма, сложился современный облик ряда центральных площадей и магистралей Петербурга— Исаакиевской, Театральной, Благовещенской (Льва Толстого), Каменноостровского, Большого и Литейного проспектов, улиц Морской, Герцена, Гоголя и др. В Москве в это время также появились новые улицы, сформировались площади. Велось строительство и в старой центральной части города. Интенсивно застраивается Мясницкая (ул. Кирова), Тверская (ул. Горького), Кузнецкий мост, Арбат и др.; площади — Театральная (Свердлова), Таганская, Калужская (Октябрьская). В Варшаве, Риге, Вильно (Вильнюсе), Ревеле (Таллине) перестраиваются центральные районы; создаются деловые центры в Киеве (Крещатик), в Харькове (Сумская улица) и т. д. Однако в большинстве случаев застройку проводили, не придерживаясь ансамблевого построения, зачастую с искажением сложившихся ансамблей. Попытки возродить в градостроительстве искусство создания ансамблей были единичны; к тому же многие из них остались неосуществленными. Характерными из них являются, например, в Петербурге проекты новых магистралей архитекторов Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и инженера путей сообщения Ф. Е. Енакиева, проект.застройки части острова «Голодай» арх. И. А. Фомина, проект застройки территории Тучкова Буяна для выставок и съездов, и др.