Гениальный итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт Микеланджело Буонарроти родился в 1475 году в провинции Тоскана, в городе Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело). Он происходил из разорившегося знатного рода. Его отец был членом суда в городах Капрезе и Кьюзи, а позднее управлял таможней. По настоянию отца мальчик поступил в латинскую школу во Флоренции. Он увлекся искусством и в тринадцать лет поступил в живописную мастерскую, а через гол перешел в художественную школу обучаться на скульптора.
Проучившись год в школе, он в течение двух лет жил во дворце Лоренцо Медичи ( Лоренцо Медичи — один из потомков старого рода, поэт, политик, меценат, поощрял развитие искусств: добился того, что Флоренция стала самым передовым в культурном отношении городом мира). Во дворце Медичи
Микеланджело знакомится с художественными коллекциями античного мира и другими ценностями. Он много путешествует по Италии, изучая памятники архитектуры, произведения художников и скульпторов.
Одной из гениальных граней его творческой деятельности была архитектура. В 1516 году он работал над эскизами фасада церкви Сан-Лорснцо во Флоренции, но проект не был осуществлен из-за отсутствия денег. В 1523-1524 годах Микеланджело работает над планами библиотеки Лауренциано во Флоренции, в которой проявились первые признаки стиля барокко. Необычная, как бы в движении форма ступеней и перил отвечала новому стилю (рис. IV.35, IV.36).
Каждый раз, когда знакомишься с произведениями Микеланджело, будь это «Давид», «Моисей» или роспись Сикстинской капеллы, охватывает волнение, поражает величие и монументальность великого художника. Так случилось с автором книги.
Одним из самых вдохновенных архитектурных памятников, созданных Микеланджело, является Новая сакристия (ризница), или, как ее называют, капелла Медичи.
В 1520 году великий Микеланджело начал возводить капеллу около правого трансепта церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Строительные работы велись с перерывами и продолжались до 1534 года.
Капелла Медичи, небольшая по площади (11×11 метров), но занимающая большой объем, перекрыта куполом, через который естественный свет освещает интерьер. Белые, с голубоватым оттенком стены декорированы наличниками, пилястрами и карнизами из темного камня.
Вдоль боковых стен от алтаря находятся гробницы Джулиано — герцога Немурского и Лоренцо — герцога Урбинского, первых Медичи, заслуживших герцогские титулы (рис. IV.37, 1V.38). Дополняют интерьер три скульптурные фигуры на противоположной стороне алтаря. Центральная — Мадонна с младенцем, а по бокам фигуры святых Косьмы и Дамиана. Если проследить за взглядами святых, то они направлены на Мадонну с младенцем.
На наклонных крышках гробниц в полу лежачем положении аллегорические фигуры суток: на гробнице Джулиано — «Ночь» и «День», на гробнице Лоренцо — «Утро» и «Вечер». Аллегорические фигуры выражают не только скоротечность времени, но и беспокойство, тоску и страдания.
Контрасты цвета и объема, положение скульптурных портретов герцогов, святых и аллегорических фигур создали архитектурно-художественный образ, выражающий трагедию и драму, печаль и вечность.
В других работах великого мастера как бы слились в одно целое все художественные стили — живописные, скульптурные, архитектурные. Этот прием стал характерным для стиля барокко. Ни один мастер барокко не проявил такого многогранного подхода к творчеству, как Микеланджело. Даже Лоренцо Бернини, скульптор и архитектор, не смог достичь такого мастерства.
Архитектура барокко XVII — XVIII веков в разных городах и рай онах Италии не была одинаковой. Это было связано с местными особенностями: в Риме она выделялась сильными формами, красочностью; во Флоренции была изысканной; в Генуе, Турине, Венеции — изящной и праздничной; на юге Италии носила декоративный характер.
Сложное и непривычно богатое оформление приобрели культовые сооружения, этому способствовало укрепление власти католического духовенства. Наиболее блестящие культовые сооружения связаны с именами знаменитых мастеров XVII века — Лоренцо Бернини, Франческо Борромипи и других.
Первым архитектором, в творчестве которого проявились черты барокко, был К. Мадерпа (1556-1629). Главная работа Мадерны строительство собора св. Петра. Он пристроил два пролета к восточной части собора, созданного Микеланджело.
Главный фасад, огромный по горизонтали, обработан большими приставными колоннами и пилястрами коринфского ордера.
Венчают здание крупный карниз и массивный аттик с одиннадцатью скульптурами и декоративным рельефом с часами. Величавый купол собора из-за пристройки фасада отступил па задний план и стал смотреться только с дальнего расстояния, тем самым потерял свою прелесть (рис. IV.39).
После смерти К. Мадерны строительство собора продолжил мастер барокко, архитектор и скульптор Лоренцо Бернини.