В Мексике в 1824 г. был создан (по образцу США) Федеральный столичный округ, в котором к 1857 г. насчитывалось 270 тыс. жителей. Окружающий г. Мехико район получил характер зоны, обслуживающей потребности столицы. Создание Федерального округа поставило столицу и строительство в ней в особое положение. В это время была осуществлена частичная реконструкция центральной площади Сокало, в западной части города благоустроена парадная резиденция — дворец Чапультепек и большой общественный парк; проложены диагональные магистрали, соединяющие по коротким расстояниям центр города с периферией и разбившие безразличную метрическую систему кварталов. Первая новая улица Калле Ганте была пробита в 1851 г., затем проложена главная магистраль города Пасео де ла Реформа — широкий бульвар с несколькими полосами зелени, идущий в косом направлении от центра в сторону парка Чапультепек. Вследствие малой величины кварталов, разрезанных новой магистралью, в местах пересечения улиц появилось множество неудобных для застройки участков с острыми и тупыми углами в плане. В какой-то степени это было смягчено устройством на перекрестках шести небольших площадей. Пасео де ла Реформа и пересекающая ее под углом Аве- нида Инсурхентес стали главными транспортными артериями Мехико. Город быстро рос, занимая окружающую территорию и некоторые близлежащие поместья-асьенды, но существенным тормозом для градостроительных работ было монастырское землевладение.
Как и зз других странах, в Мексике после освобождения от владычества Испании, строительство начиналось с достройки неоконченных и переделки ранее построенных зданий. В 1853 г. в Мехико была построена круглая арена для боя быков с четырьмя ярусами мест для зрителей. В 1844 г. возведен Национальный театр. Его объем хорошо вписан в трудный участок на стыке двух улиц, а умело скомпонованный фасад с большим коринфским ордером представляет образец строгого классицизма. Автор здания — Лоренцо де ла Хидальге (1810—1872) —крупнейший представитель мексиканского архитектурного классицизма родился и получил образование в Мадриде, но работал всю жизнь в Мексике. Он создал в 1843 г. проект монумента Независимости в виде триумфальной колонны (осуществлен в 1910 г.), завершил строительство церкви св. Тересы (1855 г., рис. 11), соорудил алтарь в соборе.
Мексика раньше других латиноамериканских стран встала на путь капиталистического развития. Еще с 30-х гг. XIX в. здесь начали строиться текстильные фабрики, оживилась горнорудная промышленность, в середине же XIX в. появились первые железные дороги. Дорогу, соединившую столицу с портом Веракрус, строили по проекту арх. Кавальери.
В 50-х годах в Мексике в результате новой буржуазной революции и долгой гражданской войны было отменено рабство (1857) и принят ряд демократических реформ.
Большую роль в развитии страны сыграли антиклерикальные реформы, в том числе — национализация земель и зданий, принадлежавших церкви. Хотя и проведенные лишь частично, эти реформы открыли более широкие возможности для градостроительства во второй половине XIX в.
В Колумбии, которая была в то время одним из наиболее крупных латиноамериканских государств, строительство также сосредоточилось в ее столице — Боготе, где была создана’ центральная площадь Боливара с собором, перестроенным в духе классицизма (1807—1822, арх. Д. де Петрес) и большим зданием Капитолия, который должен был завершить ансамбль этой площади. Капитолий — распластанное, разорванное в середине портиком здание, обработанное большим ионическим ордером с каннелированными колоннами. Это одно из лучших сооружений колумбийской архитектуры XIX в., несколько суховатое, но умело скомпонованное, было создано антильским архитектором Т. Ридом под влиянием работ немецкого архитектора К. Ф. Шинкеля (строительство Капитолия, начатое в 1847 г., завершилось только в 1926 г.).
На колумбийскую архитектуру сильно повлияло строительство в англосаксонских странах, что было следствием экономических связей. Колумбия — одна из первых латиноамериканских стран, в которой получила распространение неоготика, особенно модная в середине XIX в. в Англии.
Сосредоточение всей общественной, политической и культурной жизни Уругвая в столице Монтевидео, концентрация в нем основных промышленных предприятий, а также его значение как порта и центра торговли ограничивало развитие других городов страны. В первые годы после завоевания независимости (1829) в Монтевидео были снесены оборонительные стены, а на месте цитадели образовался рынок. Городские границы расширялись стихийно. В 1836 г. инж. Хосе Рейес создал генеральный план развития Монтевидео, который предусматривал уточнение городской зоны, трассы новых улиц и расширение центральных площадей. В дальнейшем итальянский архитектор Карло Цукки, развив идеи плана Рейеса, создал городской центр в виде системы больших и малых площадей, причем улицы были разделены на главные и второстепенные, а на месте укреплений проектировались бульвары.