«… К большим делам способен»
Осенью 1738 года в Москве, в семье подканцеляриста Федора Казакова, служившего в Главном комиссариате, родился сын, нареченный Матвеем. Он станет великим русским зодчим, одним из ярких представителей русского классицизма, с большой любовью создававшим архитектурный облик родного города.
Отец, Федор Казаков, был выходцем из крепостных. Будучи грамотным и обладая прекрасным почерком, он сумел избежать военной службы и служил в адмиралтейской конторе до 1732 года, а затем в Главном комиссариате, который находился за Устьинским мостом. Семья жила недалеко от Боровицких ворот.
Когда пришла пора для Матвея учиться грамоте, родители отдали Матвея дьячку приходской церкви, который выучил его читать и писать. Матвей рос любознательным и смышленым мальчиком. Он часто обращался то к отцу, то еще к кому-то с различными вопросами.
Почти каждый день мальчик бывал на комиссариатском дворе, где играл со своими сверстниками. На территории Главного комиссариата велись строительные работы, и любопытный Матвей внимательно наблюдал за работой рабочих, заглядывал в бумаги, которые лежали на столе у старшего над группой рабочих, но ничего не понимал, глядя на множество различных линий.
Однажды, рассматривая чертежи, на одном листе; Матвей увидел красивый дом и, как всегда, стал задавать множество вопросов отцу. Каждое утро мальчик отправлялся на стройку, но не только для того, чтобы смотреть, как идет работа, — он старался помогать рабочим: подносил кирпичи, исполнял мелкие поручения. По вечерам он зарисовывал по памяти дом, который видел на бумаге или в своем воображении. (Если Баженов в своей автобиографии написал: «… Я родился уже художником», то Казаков мог написать: «… Я родился уже зодчим».)
Осенью 1750 года семью постигло горе: умер отец в возрасте сорока пяти лет. Мать, Федосья Семеновна, решила послать мальчика к начальнику Главного комиссариата М. Измайлову за помощью. Зная об увлечении сына и его интересе к строительству, мать не хотела, чтобы Матвей стал канцеляристом или ремесленником. М. Измаилов, узнав об интересе мальчика к рисунку и чертежам, обещал определить его в школу известного архитектора Москвы Д. В. Ухтомского, выдающегося педагога, создателя первой н России архитектурной школы.
Вскоре в школу пришел указ из Сената: «К обучению архитектуре Главного Комиссариата умершего подканцеляриста Федора Казакова сына Матвея… определить с награждением жалованья против младших учеников по рублю в месяц». Так в 1751 году Казаков поступил в первую русскую архитектурную школу Д. В. Ухтомского. Школа располагалась в доме Сенатской типографии, в Охотном ряду.
В школе Казакову пришлось серьезно заняться русской грамотой, математикой, историей, географией. Особое внимание преподаватели уделяли занятиям по черчению и рисунку. На этих занятиях проверялись способности будущих архитекторов. В школе изучали труды выдающихся итальянских архитекторов, инженеров и теоретиков архитектуры: В. Витрувия «Десять книг об архитектуре», А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», Д. Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры».
Помимо теоретических занятий, в школе Ухтомского большое внимание уделяли практическим занятиям. Учеников посылали на различные стройки Москвы, где они не только помогали рабочим, но и учились у опытных мастеров.
Д. В. Ухтомский и П. Р. Никитин обратили внимание на рисунок Казакова, который отличался от других работ уверенной линией, и предложили ему преподавать рисунок учащимся младших классов. Он учил их не только рисовать, по и понимать архитектурный облик здания, постигать, почему применялся тот или иной элемент. Казакову нравилось передавать свои знания младшим товарищам. На этих занятиях проявился его педагогический талант, который помог ему в дальнейшем, когда он открыл свою архитектурную школу. Заканчивая рассказ об образовании Казакова, нужно отметить, что он не брал уроков ни у одного иностранца и никогда не выезжал из России.
В 1763 году Россию потрясло страшное, трагическое событие: сгорела дотла Тверь, не удалось спасти даже имущество населения, казенные здания, архивы. Сгорело все.
Новая планировка и застройка города проходила под руководством талантливого русского зодчего П. Р. Никитина, ученика Д. В. Ухтомского. Осенью 1763 года П. Р. Никитин вызвал молодого Казакова в Тверь и сразу дал ему задание разработать проекты административных зданий; совместно они создали проекты и других сооружений. В основу застройки Твери ими были заложены новые принципы русского градостроительства. После восстановления города в России вышел указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов».
Следующим этапом архитектурной деятельности Казакова явилась работа в «Экспедиции Кремлевского строения» под руководством В. И. Баженова. В течение шести лет (1768-1774) Казаков не занимался самостоятельно проектированием и строительством, но именно в это время он приобрел огромный опыт, обучаясь у Баженова тонкостям архитектурного мастерства, компоновке отдельных фрагментов зданий. Казаков прошел хорошую школу у большого мастера.
Такое творческое содружество двух талантливых зодчих нашло свое отражение в последующих работах Казакова. Чтобы подтвердить это, достаточно привести слова, которые сказал Баженов о молодом зодчем: «Казаков но знанию архитектуры столько приобрел, что не только при начале строения, но и впредь к большим делам способен…».
С середины 1770-х годов Казаков начинает работать самостоятельно. Он проектирует и строит разные по назначению здания.
В конце 70-х годов XVIII века М. Ф. Казаков становится главным архитектором Москвы. Многие здания этого города хранят память о Казакове, его эпохе, ионом стиле в архитектуре — русском классицизме, ярким представителем и родоначальником которого был Казаков.