Лазаревское кладбище — это отражение чиновного, служилого Петербурга, центра Российской империи.
Там много великолепной скульптуры (гораздо больше, чем на кладбище Донского монастыря), часто встречаются многофигурные композиции, памятники крупнее, дорогой материал: разноцветный мрамор, золоченая бронза и т. п. Этот некрополь трудно смотреть, здесь почти не встретишь рядовых надгробий.
Кладбище Донского монастыря
Рядовые надгробия Донского монастыря легко образуют ансамбль. Богатые монументы выигрывают на этом фоне, подобно тому как выигрывает дворец на фоне рядовых домов.
В этом, пожалуй, выражается своеобразный демократизм Москвы конца XVIII — начала XIX века, Москвы, оппозиционной Петербургу. И не случайно среди эпитафий попадаются здесь строки, от которых не отказался бы и правдолюбец Г. Р. Державин: «Се подвиг истинно: труды и правота суть старости его маститой красота» (надгробие дворцовому протодьякону Алексию).
Такое преобладание рядовых надгробий следствие не бедности (они стоят иной раз над могилами очень богатых людей), а скорее хорошей организации «надгробного дела» в Москве, избавлявшей от необходимости заказывать их крупным мастерам. Несомненно, что в конце XVIII — начале XIX века в Москве работали мастерские по изготовлению надгробий…
Им удалось в рамках массового типового производства сохранить индивидуальность каждого монумента, вещи, по существу, ремесленные, поддерживать на уровне высокого искусства. Такие явления в истории редки и возможны только в эпоху расцвета культуры, подобно тому, как Комиссия для строения при массовой застройке Москвы, сохранила индивидуальность отдельных усадеб и районов.
Правда, облик Донского прежде был богаче: золоченые или мраморные доски с эпитафиями, разноцветный мрамор некоторых надгробий, померкнувший ныне, золоченые кресты и гвоздики, прикреплявшие доски, обилие зонтов над памятниками и золоченые накладки оград — все это делало некрополь гораздо параднее.
Но самое поразительное, это, пожалуй, то, что белокаменные надгробия были раскрашены. Сколько было таких раскрашенных надгробий — сейчас сказать уже трудно, но судя по тем из них, которые находились под кровлей, раскраска эта была очень яркой, для кладбища — невероятно яркой: цвета — зеленый, красный, обильная позолота орнаментов.