Чтобы иметь правильное представление об архитектуре культовых построек XV—XVI вв., следует помнить, что подавляющее большинство их было деревянными и каменные церковные сооружения возводились преимущественно представителями господствующих классов, богатыми горожанами и монастырями.
Крестьянское церковное зодчество, особенно в отдаленных местах северных районов страны, развивалось вне повседневного влияния официальных светских и церковных властей, в нем длительное время удерживались древние традиции, уже забытые или изжившие себя в городах.
Вследствие некоторой обособленности и самобытности развития крестьянского деревянного зодчества здесь постепенно сложились своеобразные типы церковных сооружений, отличные от господствовавшего в городском и монастырском каменном зодчестве канонического типа крестовокупольного храма.
В отличие от камня дерево не является долговечным строительным материалом, и немногие наиболее древние сохранившиеся до нашего времени деревянные церковные постройки с большой долей достоверности можно датировать едва-ли ранее XVI—XVII вв.
Общепринятая датировка некоторых деревянных церковных построек XIV—XV веками не является вполне достоверной, так как основана на устных преданиях и легендах.
Вместе с тем композиционные и технические приемы, разработанные сельскими строителями, неизменно повторялись и совершенствовались в течение длительного времени.
Так, например, аналогичные композиционные и конструктивные приемы можно наблюдать в таких отдаленных по времени и месту постройках, как клетские церкви в с. Бородава в Белозерье и в с. Чухчерьме на Северной Двине, как шатровая церковь Ледского погоста, датируемая обычно серединой XV в., и аналогичного типа церкви в Верхней Тойме или Белой Слуде, построенные в середине XVII в.
Композиционно сложный вариант шатрового храма с бочками на прирубах — церковь в Уне, датируемая 1501 г., — повторяется в церкви с. Суланда спустя полтораста лет, а пятишатровая церковь, построенная Строгановыми в Сольвычегодске в самом начале XVII в., явилась предшественницей аналогичной церкви в Неноксе, построенной в 1727 г.
Церковь Флора и Лавра в Архангельской губернии
Четверик — клеть, четырехгранник. Выше ставится восьмигранник. Устраивается восьмигранный шатер.
Форма очень выразительная для храма. Интерьер церкви принято размещать на уровне второго крыльца, чтобы не промерзать, размещая на земле.
Сложная конструкция крыльца. Над трапезной появляется конструкция «бочка».
В трапезной появляется два опорных столба. Устраивается вынос консоли «повал». Внутренний объем храма очень маленький.
Храм создается, как главная вертикальная доминанта в селении. Храмы сооружаются возле воды, а их пропорции просчитываются ради хорошего отражения в ней.
Экстерьер деревянных храмов — богатый, противопоставляется аскетичному интерьеру.