Колоннада – один из заметных элементов всех классицизированных стилей от эпохи Возрождения до XXI в. Поступь колоннады отображает поступь времени: темп, ритм, ширину шага и многое другое. Однако ученые чаще рассматривают эти вопросы в отношении конкретных памятников, редко обращаясь к проблеме в целом.
Колоннада часто не имеет реальной функции. Ее предназначение – выразить идею. Идея происходит из ассоциаций с античностью – красота, гармония, мудрость, человечность. Такое представление об античности сформировалось в культуре Возрождения, деятели которой жили в окружении остатков грандиозных построек прошлого. Храмовые здания имеют, очевидно, другой смысл.
Сакральное пространство создается путем перестроения обычного, повседневного в идеальное. Еще один способ обращения к античности – формальный, без внесения античных смыслов. Тогда колоннада и вообще причастность к ордеру – это выражение чистоты и ясности жизни, ее красоты и достоинства.
Итак, архитекторы, украшая постройки колоннадами, обращались условно к трем сферам значений: величию империи, сакральному идеалу и умозрительному образу античности. Первая половина XVIII в. отмечена в России господством барокко в разных его проявлениях.
1762 г. можно считать началом нового периода. На престол взошла императрица Екатерина II, чье правление традиционно называют эпохой просвещенного абсолютизма. Заказчиками архитекторов были люди, открытые антикизирующей культуре. В соответствии с разными задачами архитекторы обращались к разным сторонам античного наследия.
Раньше других, уже в раннем классицизме, появились колоннады в сакральных постройках. Вслед за древнеримскими строителями колонна возносится на пьедестал. Распространились ротондальные храмы под влиянием греческой, римской и ренессансной архитектуры (Пантеон, Темпьетто Браманте). Как ионическая полуротонда оформлена алтарная часть лютеранской церкви св. Анны.
Колонны стоят на кубических постаментах и несут профилированный антаблемент с гладким архитравом, украшенный балюстрадой. С соблюдением ордерной иерархии барабан купола церкви оформлен колоннадой из сдвоенных коринфских колонн. В святая святых церкви в имении Нащокина РайСеменовское М.Ф. Казаков помещает колонную полуротонду как символ высшего проявления Божественной гармонии.
Дуга арки иконостаса перекликается с изгибом апсиды, усиливая чувство всеобщей продуманности и целостности мирового единства. Тема сакральности часто пересекается с темой величия. В первую очередь, конечно, это относится к постройкам, объединяющим в себе задачи храма и общественного здания – главные соборы, например, Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Находящийся у входа воспринимает попарно стоящие у пилонов колонны слитно как единую колоннаду. Таким образом, архитектор создает образ величественности и святости, с которыми ассоциировались ордер и колонна. Тему величия воплощают дворцовые и важнейшие государственные здания. Формы в этом случае впечатляют человека своими грандиозными размерами и массивностью.
Таков грандиозный проект реконструкции Кремля В.И. Баженова. Задумывалось создание нового сердца для нового, просвещенного государства. Непрерывный крепкий строй колоссальных колонн главного дворца поддерживает антаблемент – так государство опирается на достоинства своих мужей. Для князя Потемкина был построен Таврический дворец.
Большой зал его прославлен своей величественной белоснежной колоннадой ионического ордера. До перестройки сквозь стволы колонн были видны деревья в зимнем саду и в его глубине ионическая ротонда. Державин писал о колоннаде: «Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа». Среди общественных построек по государственному заказу выделяется своей колоннадой Ассигнационный банк. В первоначальном замысле двойная шеренга мощных колонн, поднятых на общий цоколь, единым строем утверждает силу державы.
Однако государственные здания не всегда нуждаются в нарочитом проявлении державной мощи. Императрица хотела иметь собственный дом, в меньшей степени говорящий о ней как о монархине и в большей – как о просвещенном человеке, и строит дворец в Пелле. Дворец был полностью разобран после воцарения Павла.
Корпуса дворца были соединены разнообразными галереями. На обращенном к Неве фасаде часто поставленные колонны подчеркивают значительность и монументальность основных объемов и связывают их в единое целое. В Александровском дворце фактически нет фасада, его заменяет двойной ряд колоссальных гладкоствольных коринфских колонн, представляя вместо него еще один внешний зал.
Торжественный ордер, уверенный шаг колонн говорит о качествах владельца, достойного как императоров Рима, так и его ученых и поэтов. Мысленное обращение к классической античности представляется наиболее значимым аспектом классицизма. Оно проявилось в постройках более камерных: усадебных домах и парковых павильонах. Чтобы почувствовать себя в «золотом веке», Екатерина заказала Камерону комплекс Холодных бань.
Важной его частью является галерея, в которой игра идет на контрасте легчайшей колоннады и массивного основания, с которого открывается вид на широкие просторы парка и которая включает в композицию бюсты великих людей древности, что показывало связь правления Екатерины и великих царей античности. Тот же Камерон создает ансамбль Павловского дворца с парком и павильонами в нем.
Главный корпус был фланкирован двумя колоннадами, так что парадный фасад дворца имеет вид палладианской виллы, а со стороны парка он представал (до перестроек) самозамкнутым объемом, напоминающим замок. Павильон Храм Дружбы – ротонда, «спрятанная» в дорической колоннаде. Монументальность этого храма соединяет в себе величественность Пантеона и Парфенона.
Колоннада Аполлона – двойной круг тосканских колонн со статуей Аполлона в центре. Строгость и простота композиции говорят о необходимости сдержанности и размышления во всем, даже в прекрасном. В частной, особенно усадебной, архитектуре получила распространение палладианская композиция, как, например, в усадьбе Безбородко в Полюстрове.
Крепкая расстановка колонн в сочетании со сдержанной обработкой фасадов придает ей бόльшую строгость, при этом не теряется связь набережной и усадебного парка. Особо отметим усадьбу Знаменское-Раек. Колоннада вместе с корпусами образует замкнутый двор. Тосканские колонны без баз стоят прямо на земле, не преграждают человеку путь за пределы двора.
Простота ордера позволяет избежать излишнего пафоса. Архитектор создает идеальное пространство, взаимопроникающее и перекликающееся с окружающей природой.
Таким образом, колоннада – средство организации пространства и его художественного выражения. С ее помощью зодчий декларирует идеи времени. В эпоху классицизма одной из таких идей было обращение к античности в различных ее проявлениях.