Универсальный магазин Мюра и Мери- лиза решен по-иному: в нем новая планировка и конструктивная система; большие окна-витрины сочетаются с готическими деталями фасадов, сделанными пожеланию владельцев (англичан). Однако архитектору все же удалось создать тектонически новую, гармонически организованную композицию фасадов современного торгового сооружения со сплошным остеклением, дающим хорошее освещение магазина и удачно подчеркивающим границы между этажами.
Интересна конструктивная схема этого крупного 9-этажного здания (семь этажей над уровнем земли и два подвальных), решенного в металлических конструкциях. Несущие перекрытия швеллеры опираются на чугунные колонны квадратного сечения, стоящие на бетонных фундаментах. Главный фасад облицован естественным камнем. Благодаря отодвинутым вглубь опорным столбам сплошное остекление фасадов проведено здесь более последовательно, чем в других магазинах, строившихся в России. Это сооружение — пример торгового сооружения начала XX в., где нарочитая оригинальность внешнего облика, привнесенная готическими стилизованными деталями, сочетается с новаторским решением конструкций и фасадов и с самыми строгими требованиями экономии.
Примером сочетания торгового здания и театра является построенное в 1903— 1907 гг. в Петербурге гражд. инж. Г. В. Барановским для Елисеева здание двойного назначения: в первом этаже размещался гастрономический магазин, во втором — театральный зал (ныне Театр комедии). Немного раньше, невдалеке от магазина Елисеева, на углу Невского проспекта и Екатерининского канала было возведено по проекту арх. П. Ю. Сюзора большое здание торговой фирмы швейных машин «Зингер» (ныне Дом книги). Это здание типично для рассматриваемого времени противоречивостью своего построения. Оно является примером градостроительной ошибки в решении внешнего облика без связи с окружающим ансамблем, что особенно бросается в глаза ввиду его ответственного местоположения на Невском проспекте. Вместе с тем это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка и своеобразного выявления металлической каркасной конструктивной системы на фасадах, украшенных скульптурными декоративными элементами, впервые в России изготовленными из кованой бронзы.
Примером торговых сооружений в городах провинции рассматриваемого периода являются крытые рынки в Киеве (арх. Г.Ю.Гай, 1910, рис. 43) и в Саратове (арх. В. А. Люкшин, 1910— 1915). По сравнению с крытыми рынками второй половины XIX в. они имеют более разветвленную функциональную организацию. Торговый зал, занимающий центральное место, окружен в первом этаже магазинами и во втором служебными помещениями. Подвал, где хранились продукты, был оборудован мощными холодильными установками. Железобетонные и металлические конструкции, а также обширные остекленные плоскости этих зданий в значительной степени определили их архитектуру. Они монументальны и обладаютду монополистического капитализма, характерного резким усилением значения банковского капитала. Планировочная структура и облик зданий банков в соответствии с их функциями были выработаны не сразу. Сначала они походили на жилые дома и в одном здании иногда размещались и жилые квартиры и банковские помещения. Губернские и уездные отделения банков в этот период располагались большей частью в существующих зданиях, лишь приспособленных для банковских операций.