- Церкви стали меньше по размерам
- Исчезли лестничные башни
- Ни стало мозаик
- Отошли от пышных византийских образов. Более суровый и лаконичный облик.
- В основном одноглавые храмы.
Своеобразная культура Новгорода – соперника Киева. Среди деревянных построек города выделялись каменные церкви. Они были небольшими, одноглавыми, скромно украшены. Церковь Спаса Преображения на Нередице. Имела великолепные росписи (сильно пострадала во время Великой Отечественной войны). Церковь рождества Богоматери (трех лопастное волнообразное перекрытие).
В северо-восточной Руси Спасо-Преображенский собор в Переяславль – Залесском и храме Бориса и Глеба из белого известняка.
Расцвет каменного строительства в северо-восточной Руси связан с деятельностью Андрея Боголюбово, он перенес столицу из Суздаля во Владимир. Здесь он построил каменные ворота, обитые золотой и посеребренной медью, над проездной аркой – небольшая надвратная церковь.
Славился и построенный при нем Успенский собор. Но самой красивой церковью считалась церковь Покрова на Нерли. Одноглавый храм был возведен на берегу реки в камень о походе на Волжскую Булгарию, в котором погиб его сын Изяслав. Церковь названа в честь праздника Покрова Богоматери.
При Всеволоде большое гнездо был воздвигнут Дмитриевский собор, ставший придворным храмом в одной из закомар – скульптурный портрет самого князя. Храм был украшен аркатурным поясом. Еще один памятник – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Храм был украшен белокаменной резьбой. Характерной для северо-восточной Руси: «звериный стиль», расшит орнаментом, здесь представлены очень ярко.
В отличие от суровой и демократической культуры древнего Новгорода зодчество Владимира носило торжественный, парадный характер, было более утонченно-аристократичным, изысканные пропорции, изящные линии. Это княжеское искусство. Этот период прославился еще и наитием берестяных грамот, что свидетельствовало о грамотности населения в Новгороде (XII – XIII веках).
Впервые найдены в 1951 году экспедицией профессора Арциховского (на сегодня 800 штук).
Не смотря на тяжелый период феодальной раздробленности, культура развивалась. Каждый князь стремился сделать свое княжество могучим и красивым.