«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!.. Всемогущий Невский проспект!..» — напишет Н. В. Гоголь в 30-е годы XIX столетия.
А за сто лет до написания этих строк Невский только застраивался. На проспекте, рядом с каналом Грибоедова, стояла каменная церковь со шпилем Рождества Богородицы, построенная архитектором М. Г. Земцовым в 1733-1737 годах для иконы Казанской Божьей Матери.
В начале XIX века проводятся важные градостроительные работы с целью придать Невскому проспекту новый архитектурный облик, который соответствовал бы столице. Первой значительной работой было строительство Казанского собора.
В 1799 году было принято решение построить на Невском проспекте новую большую церковь Казанской Богоматери. Церковь, построенная
М. Г. Земцовым, была мала и невыразительна, она не соответствовала виду главной улицы.
В создании конкурсных проектов собора приняли участие архитекторы Чарльз Камерон (1730-1812), Тома де Томон и художник-декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751 — 1831).
Камерон, первоклассный архитектор, был известен но своим работам в Царском Селе и Павловске. Одна из самых значительных его работ — знаменитая Камсронова галерея в Царском Семе. Тома де Томон только приехал из Франции. Пьетро Гонзаго — талантливый декоратор — пользовался большой известностью.
Однако представленные проекты столь известных мастеров не были приняты.
Тогда, но рекомендации графа Строганова, разработку проекта собора поручили архитектору А. Н. Воронихину. В холе работы над проектом он был приглашен во дворец на встречу с императором Павлом I.
Еще в 1781 году цесаревич, будущий император, отправился в поездку по странам Европы. В Италии он посетил Венецию, Флоренцию, Рим и другие города. Древнее искусство, особенно архитектура, поразило цесаревича. Ему запомнился главный храм католической религии — собор св. Петра в Риме. Его не покидала мысль построить такой собор в Петербурге.
Приглашая Воронихина, Павел I высказал свои пожелания: видеть новый собор в Петербурге похожим на римский. Задача, поставленная перед архитектором, была не из легких. Воронихин должен был сохранить внешнюю форму гениального римского творения и в то же время создать свое архитектурное произведение. Возможно, защищая свое авторское видение собора, Воронихин убедил Павла I в правильности принятого решения. 14 ноября 1800 года проект Воронихина был утвержден.
Проект Воронихина удовлетворял всем требованиям, как культовым, так и градостроительным. Было выполнено главное требование, которое должно строго соблюдаться, — расположение алтарной части собора на восточной стороне здания.
Воронихин также решил одну из главных градостроительных задач. Перед боковым фасадом, обращенным на Невский проспект, он расположил полукружием колоннаду. Колоннада не отделяла собор от главной улицы столицы, а организовывала предхрамовую площадь, которая вписывалась в общее пространство (рис. V. 178).
Воронихин при создании величественного металлического купола предложил новые идеи, которые легли в основу при проектировании и строительстве. Как архитектору, конструктору и строителю собора, Воронихину приходилось с помощью расчетов и испытаний на модели доказывать свою правоту.
27 августа 1801 года император Александр I заложил первый камень фундамента Казанского собора. Постройка собора длилась десять лет. Освящение его состоялось 15 сентября 1811 года. Работы продолжались до 1818 года, уже после смерти А. Н. Воронихина.
Мы стоим на Невском, где когда-то была небольшая церковь Рождества Богородицы, и любуемся замечательным творением Воронихина. Широко раскинув крылья-колоннаду из 96 колонн коринфского ордера, собор как-бы охватывает и объединяет всех людей, пришедших на площадь. Колоннада несет антаблемент с балюстрадой, крылья завершены пропилеями, расположенными параллельно каналу Грибоедова и Казанской улице. Пропилеи венчают аттики, богато украшенные барельефами: над левым проездом, со стороны Невского проспекта, — барельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» прославленного скульптора И. П. Мартоса, над правым проездом — барельеф на тему «Воздвижение медного змия» известного скульптора И. П. Прокофьева.
В центральной части колоннады устроен портик из двенадцати колонн коринфского ордера, такой же портик — с южной стороны. Во внешнем оформлении собора богато представлена скульптура. Со стороны Невского проспекта, в нишах, стоят четыре бронзовые статуи. Статуи князей Владимира и Александра Невского отлиты по моделям скульптора С. С. Пименова (рис. V.179, V.180), статуя Иоанна Крестителя — по модели И. П. Мартоса (рис. V.181) и статуя Андрея Первозванного по модели В. И. Демут-Малиновского (рис. V.182). Отливку статуй делал лучший литейщик XIX века В. П. Екимов.
Проектируя входные двери со стороны Невского проспекта, Воронихин решил оформить их по образцу «Райских дверей» Баптистерия во Флоренции знаменитого флорентийского скульптора Лоренцо Гиберти (1381 — 1445) (рис. V.183). Слепки десяти гипсовых горельефных (горельеф — скульптурное изображение, выступающее на плоской поверхности более чем на половину своего объема) копий знаменитых дверей были приобретены Академией художеств в 1774 году. Отливка и чеканка бронзовых копий выполнена в 1805-1806 годах литейщиком В. П. Екимовым. Воронихин создал другое обрамление и изменил порядок их размещения.
Во внутреннем оформлении собора принимали участие выдающиеся русские живописцы В. Л. Боровиковский, В. К. Шебуев, О. А. Кипренский, А. Е. Егоров, А. И. Иванов.
Восточный фасад собора завершает аттик с барельефом «Вход в Иерусалим» (скульптор Д. Рашетту). Главный вход оформлен портиком из 12 коринфских колонн, установленных в два ряда. Портики на южном, северном и западном фасадах завершены треугольными фронтонами.
Напротив главного входа небольшой сквер, огражденный решеткой. Созданная по рисунку Воронихина, решетка является замечательным произведением искусства. Как зародилась идея соорудить на этом месте решетку? На одном из чертежей проекта Казанского собора, хранившемся в Эрмитаже в Петербурге, с северной и южной сторон собора вычерчены крылья-колоннады, которые соединены между собой с западной стороны прямой колоннадой, состоящей из десяти пар колонн. Перед входом в собор — сквер, огражденный решеткой. Начавшаяся Отечественная война 1812 года помешала Воронихину осуществить полностью свой проект, только решетка напоминала о неосуществленном замысле (рис. V.184).
Над всем сооружением возвышается купол (рис. V.185), который покоится на высоком барабане, украшенном пилястрами и прямоугольными окнами. В куполе устроены люкарны. Венчают легкий изящный купол декоративный фонарик, золоченый шар и небольшой стройный шпиль. Купол состоит из трех оболочек. Нижняя имеет широкое отверстие диаметром 6,7 метра. Вторая, средняя оболочка украшена живописью, которая освещается с помощью люкарн. Третья, наружная, оболочка, которая образует очертания купола, является новой инженерной идеей в истории строительной техники: впервые оболочка купола покоится не на деревянном покрытии. Воронихин создал конструкцию для покрытия из радиально расположенных железных дуг, один конец которых опирается на опорное кольцо, а верхние концы собраны пучком и декорированы фонариком. Это был первый в мире металлический купол.
В плане здание имеет форму латинского креста и необычный для русских соборов интерьер — трехнефную базилику, с таким же трансептом (рис. V. 186).
Внутреннее убранство собора поражает 56 колоннами коринфского ордера, выполненных из красного гранита, с капителями, отлитыми из бронзы. Четыре мощных пилона, расположенные в средокрестии, служат опорой для барабана и купола.
Все части фасада, а также колоннада и балюстрада выполнены из пудожского камня. Высота колонны крыльев около 13 метров. Длина собора с алтарем 74, ширина между стенами трех нефной части — 26,5, от северных дверей до южных — 57,5 метра. Высота от пола до вершины шпиля — почти 72 метра.
Строительство собора было закончено в канун Отечественной войны 1812 года. Дальнейшие события связали судьбу России с Казанским собором. Он стал памятником воинской славы. После торжественного молебна в соборе отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. Во время войны в Казанский собор стали доставлять военные трофеи.
В 1813 году Петербург прощался с прахом великого полководца М. И. Кутузова. Тело Кутузова было погребено в склепе в северном приделе Казанского собора. Сердце фельдмаршала в особом серебримом сосуде цилиндрической формы погребено вместе с останками. Над склепом плита из красного мрамора с надписью: «Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау» (рис. V.187).
Мемориальное значение Казанского собора возросло после установки в 1837 году на площади перед северным фасадом памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову (рис. V.188) и М. Б. Барклаю де-Толли (рис. V.189) (скульптор М. И. Орловский; гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов).