Семнадцатый век в Русском государстве богат историческими событиями. Указ о пятилетием сыске беглых холопов (1597 г.) завершил закрепощение крестьян. Забурлил «тяглый» люд, поднялся против угнетателей возглавляемый народными вожаками, сходились в кровавой сече крестьянские и казацкие сыны под водительством Ивана Болотникова с полками боярского царя Василия Шуйского, по всей стране полыхали пожары.
Используя «московскую разруху», польские и литовские магнаты Речи Посполитой и правители Швеции двинули в 1608 г. на Русь многотысячную армию. Прикрывая свои истинные замыслы, захватчики использовали авантюриста Лжедмитрия I, выдававшего себя за сына Ивана Грозного. Захватив Москву, польский король Сигизмунд III посадил на русский престол своего сына Владислава. Знатное боярство, опасаясь народного гнева, признало в 1610 г. польского королевича царем. Тогда на защиту Отечества встал народ, добровольно пошедший в ополчение, созданное нижегородским старостой Кузьмой Мининым и руководимое видным военачальником — князем Дмитрием Пожарским. После тяжелых кровопролитных боев 26 октября 1612 г. Москва была освобождена от иноземных захватчиков.
«Смутное время» поколебало социальные устои феодальной Руси. Опорой Михаила Романова, избранного на царство Земским собором, в котором были представители и посадского люда, и казачества, и стрельцов, стало служилое дворянство и купечество. В общественную деятельность втягиваются более прогрессивные слои посадского населения. Ослабевает влияние церкви на мировоззрение людей. Противоречива и сложна духовная жизнь на Руси в XVII в.: тяга к просвещению и церковный раскол, переводные научно-технические руководства и страстные проповеди ревнителя старой веры — протопопа Аввакума, горячие споры о «горнем» и «плотском» изображении в иконописи, свидетельствующие о проникновении в религиозную живопись реалистических тенденций, и многое другое отражают борьбу светской и церковной идеологий, говорят о нарастании противоречий между новым и старым.
Закабаление крестьян и закрепление их за землей (1649 г.) повышали доходность помещичьих и монастырских хозяйств. Привилегированное положение купеческих верхов способствовало развитию торговли и мануфактурных предприятий, расширению экономических связей.
В знакомстве русских зодчих с западноевропейскими строительными новшествами значительная роль принадлежит Приказу каменных дел. Этот архитектурно-строительный центр руководил строительством оборонительных, светских и культовых построек как в Москве, так и в провинции; он вводил единую меру для кирпича, стандартные размеры белого камня и бревен, способствовал распространению общих строительных правил и норм. Московские каменных дел подмастерья и каменщики находились на службе в этом Приказе и получали от него денежное и хлебное жалованье. У приказных дьяков имелись книги и руководства по строительному делу.
К середине XVII столетия каменные жилые строения в Москве были уже не редкостью. Среди немногочисленных уцелевших построек середины XVII в. примечательны палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (1657 г.). Представитель чиновничьей знати, выходец из «московских гостей», он строит каменные палаты, подражая феодальной аристократии. Трехэтажная «домина» соединялась переходом с церковью Николы в Берсеневе (1656—1657 гг.). Весь дошедший до нас с последующими перестройками и изменениями уникальный комплекс — пример городской усадьбы знатных служилых людей. Палаты с красными крыльцами и затейливыми кровлями располагались в глубине участка, за ними раскинулся огород. По соседству, объединенная с палатами арочными переходами в единую группу, стояла домовая церковь. На обширном хозяйственном дворе находились поварни, конюшни, амбары и различные службы. Высокий забор с богато украшенными воротами охранял спокойствие царского слуги. Однако в планировке палат отразились черты посадского жилища, более близкие бывшему купцу. Архитектурные детали и их масштаб в палатах и церкви тождественны, что создает единство комплекса.
Острые классовые столкновения в середине XVII в., восстания «посажан» и бунты стрельцов закончились рядом побед посадского люда. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение 1648—1649 гг., которое закрепило права посадского населения на «вольный торг» — городские ремесла и торговлю. Создавались также материальные предпосылки для распространения частновладельческого каменного строительства.