Возможности искусственного света в городе в вечернее время суток обширны. Освещение способствует созданию комфортной, безопасной, экологически и психологически благоприятной атмосферы, эффективно решает эстетические задачи постоянного совершенствования визуального вечернего облика городской среды.
В существующей теории и практике в области городского освещения понятие художественности и эстетичности связано, в первую очередь, с архитектурой и ее свойствами, а не с городской средой в целом. Акцент на архитектурном освещении как на художественном факторе создания световой среды города приводит к перенасыщению светом.
Архитектурное освещение улиц позволяет нам видеть архитектуру, но неудачные решения «стирают» грани между стилями, эпохами, пластикой зданий, особым характером улиц, их функциональными особенностями, возникает ряд неотличимых друг от друга общественных пространств. В гонке за выразительным архитектурным освещением подчас теряется главное – эстетика городской среды.
Получается, что освещение может «стереть» уникальные черты города и навязать новый характер вечерней среды. Как говорил известный архитектор Ханс Холляйн: «Освещение – один из самых важных элементов города. Очень важно уметь обращаться с ним правильно. Освещение должно обладать индивидуальностью – только в этом случае город станет особенным».
Сложность обеспечения эстетически согласованной среды вечернего города, прежде всего, связана с тем, что в формировании световой среды задействованы все основные виды освещения: функциональное, ландшафтное, архитектурное, информационное, а также праздничное освещение. Каждое из перечисленных видов освещения обладает своими функциональными и визуальными особенностями и является полноценным художественным средством формирования светового образа города.
Эстетика освещения – это, во-первых, гармонизация светлотных и цветовых соотношений в пределах единого пространства или ансамбля пространств, вовторых, гармонизация художественных средств и элементов световой среды в зависимости от масштаба их восприятия, в-третьих, дизайн элементов осветительных систем и установок. Эстетические качества световой среды напрямую зависят от качеств городского окружения и, в первую очередь, от объектов благоустройства, с которыми ежедневно соприкасается человек.
Освещение города является неотъемлемой частью этого благоустройства и зависит от выбора дизайна приборов освещения, их композиционной роли в городской среде в светлое и в темное время суток, а также качества монтажа и эксплуатации осветительных установок. Центральная эстетическая проблема освещения – взаимодействие искусственного света с городской средой в пяти основных ее проявлениях (пространство, объем, пластика, цвет, материал), в результате которого образуется световая среда.
Городская среда – жилой район, площадь, улица – обладает своими характерными чертами, связанными с архитектурно-стилистическими или градостроительными решениями, спецификой ландшафта, колористикой и т.д. Факторов, влияющих на формирование ее визуального облика и его отражение в сознании пользователя, огромное количество. При всем различии размеров и функций все пространство городской среды объединяет визуальная воспринимаемость.
Все исследователи выделяют в городской среде то конкретное пространство, которое может просматриваться взглядом из одной точки или при движении человека, но в любом случае это пространство соразмерно человеку и обусловливает комфорт его пребывания в городской среде. При проектировании световой среды существует разделение на 3 масштаба восприятия: ландшафтный, ансамблевый и камерный, которые, в свою очередь, формируются определенными архитектурно-пространственными элементами.
Понимая их значение в композиционной организации городского пространства и их роль в световой среде, светодизайнеры и архитекторы могут формировать комплексные художественные решения городского освещения. Предварительно проводится архитектурнопространственный анализ элементов (архитектуры, малых форм, городского оборудования, информационных и рекламных носителей, дорог и зеленых насаждений). Выполняя различные функции, каждое конкретное пространство городской среды несет определенную смысловую роль.
В зависимости от характера смысловой роли городские пространства делятся на ориентирующие, поведенческие, промежуточные и предваряющие. В формировании световой среды также важно учитывать функциональные характеристики различных пространств, которые в значительной степени зависят от их геометрической формы и физических параметров. Городские пространства при всех их конфигурациях делятся на две группы: локальные образования и линейные системы.
Стилистическая характеристика городской среды также существенно влияет на выбор приемов и средств освещения. Учет вышеперечисленных факторов обусловливает выбор конкретных световых решений целостного образа городской среды в темное время суток, который оказывает существенное влияние на формирование визуального образа города.