Посещая разные города, вы наверняка обращали внимание на декоративные фасады старинных зданий, на которых изображено множество разнообразных скульптурных и архитектурных деталей в виде неповторимых орнаментов.
Среди них бросаются в глаза живописные композиции с фрагментарными и световыми эффектами, золотыми и серебряными инкрустациями, скульптурами людей с непривычными пропорциями.
Этот стиль получил название Маньеризм. Сегодня стилистические тенденции Маньеризма вновь привлекают внимание современных архитекторов к проектам зданий и особняков.
Немного истории
В основе слова «маньеризм» лежат слова «стиль», «манера». Оно пришло к нам из Италии от художника Вазари, жившего в далеком ХVІ веке. Это благодаря ему, великому Вазари, высочайшая в искусстве степень утонченности и грациозности была охарактеризована, как Маньеризм.
Но уже в ХVII веке многие критики присвоили этому стилю иное значение — пристрастие к преувеличению, причудливости, фантастичности, считая, что итальянское искусство этого периода отстало от высокого уровня, достигнутого здесь в эпоху «золотого» века — времени Высокого Возрождения, искусство которого насквозь пропитано гуманистическими идеалами. А потому этот период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко в развитии итальянского искусства назвали Маньеризмом.
Основоположником стиля принято считать великого Рафаэля. Это ему пришла идея — отойти от изображения образа человека, как гармонически развитого, высокие моральные качества которого стояли стоящего выше повседневной будничности. И он первым для работы над своими произведениями избрал более изощренную манеру.
В наиболее общем смысле для Маньеризма свойственно доминирование форм над содержанием. В период Высокого Возрождения в Италии искусство развивалось настолько скоротечно, что художники в конкурентной борьбе были вынуждены искать новые идеи выразительности, оригинальные манеры, отходя от механического следования традиционным художественным приемам — эпигонства. В результате каждая отдельная деталь произведения стала важнее целостного. Этот период и стал периодом неординарного Маньеризма на фоне распада великой по своему художественному вкладу эпохи Возрождения.
Маньеризм в архитектуре
В архитектуре маньеризма, в отличие от сбалансированной архитектуры Ренессанса, ее классических подходов, архитекторами нового стиля основное внимание уделялось детализации, усиливая общий колоритный эффект. Одно из важных новшеств и отличий архитектуры стиля — это отход от приоритета симметричного центрического здания, с характерными для него формами.
Здесь стоит вспомнить продольную пристройку к классическому зданию собора Св.
Петра, выполненную в начале XVII в. по проекту архитектора Модерна. Со временем в архитектуре этого периода все больше предпочтений отдается узорно-декоративному подходу с эксцентрическим взглядом на пространство. При этом декорациям отдается внимания намного больше, чем конструкциям. Стены здания как бы превращаются в фон для наложения лепки или выступающего узора. Карнизы, колонны, и даже дымовые трубы — все используется для скульптурных изображений, рельефных фигур и балюстрад.
Стиль Маньеризм вылился и в стремление увязать архитектуру и пейзаж для придания ей силы стихии природы, что отразилось на «сельском стиле» частных загородных вилл, напоминающих порой естественные природные образования: пещеры, гроты со стенами, словно «обросшими мхом», скульптурные изваяния, «вырастающими» из земли, причудливые порталы и фонтаны.
Если вы желаете построить свой дом в стиле Маньеризма, мы коротко рассказали вам о нем. Включайте фантазию, для того, чтобы оригинально увязать архитектуру, пейзаж, воздух и свет. Украсьте фасад декоративными деталями. Это придаст вашему дому живописный привлекательный вид.