Еще в «Повести временных лет» упоминается, что в VIII в., до объединения славян в государство под названием «Русь», на этой территории существовало 15 крупных славянских племен. Поляне объединились вокруг Киева, новгородские словене вокруг Новгорода. Рядом жили дреговичи — современные белорусы, древляне — жители лесов, вятичи (позже — с центром в Ростове и Суздале), смоленские кривичи, радимичи, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, полочане с городом Полоцк, северяне с Черниговым и др.

Все восточнославянские племена жили в тесной взаимосвязи с окружавшими их угро-финскими, балтскими и другими племенами. Считается даже, что название «Москва» угро-финского происхождения. К концу VIII — началу IX вв. поляне освободились из-под власти хазар, которым они платили дань пушниной: белкой и горностаем.

Скинув хазарский гнет, поляне стали лидерами среди восточнославянских племен. Сравнительно благоприятный климат, расселение на Приднепровских землях, т.е. на торговом пути, а следовательно, и хорошо отлаженные контакты с более развитыми южными территориями служили основой для более интенсивного развития.

Здесь процветало землепашество, многопрофильное ремесло, применение железных орудий труда, поскольку в окрестностях добывали руду. В северном Новгороде, где по многочисленным рекам и озерам были проложены превосходные водные пути, совершенствовались судоходство и торговля, а в дремучих лесах, окружавших эти земли, процветал пушной промысел.

Остальные восточнославянские племена развивались медленнее, поскольку жили в более сложных природных условиях, где каждый квадратный метр земли с огромными усилиями осваивался под пашню. На фоне сравнительно быстрого цивилизационного развития возникло имущественное неравенство, что приводило к усилению власти отдельных личностей: племенных вождей, старейшин, племенной знати.

Этому процессу способствовало также развитие ремесла, которое достигло очень высокого уровня. Известно, что в то время изготовлялось, например, около 20 видов орудий труда. Ремесленники переселялись ближе к торговым путям, где жили племенные вожди, к языческим святыням. В таких местах сосредоточивалось больше людей и легче было сбыть плоды своего труда. Так образовывались славянские города, которые становились центрами ремесла и торговли, отправления религиозного культа и зашиты от врагов.

Первые города укреплялись деревянными стенами или тыном, земляными валами, рвами с водой. Восточнославянские города поддерживали связь со всем окружающим их миром, что доказывают найденные археологами монеты из Византии, стран Востока, Причерноморья и даже Западной Римской империи.

Торговый путь «из варяг в греки» связывал славянские земли как с внешним миром, так и между собой. Наряду с Киевом возникли Смоленск, Новгород, Любеч и другие города. Множество путей на Запад, Север, Юг и Восток связывало славянские земли с самыми разными народами и государствами. Это послужило более быстрому развитию этих территорий и населявшего их народа.

Славяне имели сложный религиозный культ с многочисленным пантеоном языческих богов и иных таинственных существ. Главным божеством был Сварог, олицетворяющий солнце и огонь подобно греческому Зевсу. Молились Роду — богу плодородия. Богиня Мокошь олицетворяла рождение всего живого наподобие египетской Исиды.

Позднее бог молнии и грома Перун, «родившийся» в княжеской, дружинной среде, заменил собой Сварога. Вокруг восточного славянина витало множество разных духов: злых (упырей) и добрых, оберегающих духов (берегинь). Лешие, русалки, домовые живут в постоянном соседстве с человеком.

Многие праздники пришли к нам из тех давних времен. Так, на Ивана Купалу 23 июня, в день летнего солнцеворота, наши предки просили дождя для взошедших посевов. Масленица с ее блинами, изображающими солнце, отмечалась в дни, когда люди ждали весеннего возрождающего тепла.

Первым государственным образованием на территориях, населенных восточными славянами, была Русь. Так славяне называли свое государство. Уже в VII в. арабы называли народ, расселившийся между Днепром и Днестром, русью. Позже в трудах византийских авторов это название распространилось на всех восточных славян, обитавших между Балтикой и Черным морем, польскими землями и Волжско-Окским междуречьем. В 860 г. византийцы отметили нападение Руси на Константинополь.

VIII—IX века были отмечены установлением социальных различий и связанной с ними иерархии в составе племен. Выделившиеся вожди или князья племен получили максимум добычи и концентрировали в своих руках управление соплеменниками. Из их окружения организовывались военные дружины, для которых военные походы стали главным занятием.

Грубая сила теперь — основной аргумент в захвате добычи и обретении власти. Дружинами руководили воеводы. Племенное собрание — вече — ещё выбирало князей и воевод, но уже имело место стремление сделать власть наследственной. Народ также подразделялся на основную часть, которая участвовала в вече, —людины и низшие бесправные слои — челядь, к которой относились женщины и дети; слуги, холопы, убогие и, наконец, рабы. Рабы набирались из военнопленных, но по прошествии некоторого времени отпускались на волю.

В этот период восточные славяне объединились в два наиболее крупных образования вокруг Киева и Новгорода. Киевский племенной союз быстро превратился в государственное образование под названием «Русь».

Киев был центром торговли и крупного ремесленного производства, хорошо укрепленным городом среди густых лесов. Киевские князья держали в своих руках все Приднепровские земли. К этому времени относятся первые упоминания об обращении Руси в христианство. Русская рать напала на византийские колонии по северному побережью Черного моря, в результате чего произошло крещение войска во главе с вождем, о чем свидетельствует легенда.

В 860 г. поход на Константинополь закончился мирным договором между греками и русами, а через несколько лет и крещением князя русов с его дружиной византийскими священниками. Это крещение было отмечено историческими свидетельствами. Русы ходили также на восток и север, пытаясь добраться до Каспия и противостоять печенегам в причерноморских степях.

Так, в Среднем Приднепровье формировалась мощная держава с политическими и территориальными амбициями. Это время строительства из дерева, которого у славян всегда было достаточно. Поскольку дерево — недолговечный материал, то судить о строительстве данного периода очень сложно.

Тем временем вокруг озера Ильмень образовалось еще одно значительное сообщество восточнославянских племен, объединившихся вокруг приильменских словен. Междоусобные распри вынудили пригласить на княженье беспристрастного правителя со стороны. Это была весьма распространенная практика как у славян, так и в Европе.

Выбор пал на варягов, которые оказались наиболее близки им по языку, обычаям, религии. На княженье прибыло три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик сел княжить сначала в Ладоге, у ильменских словен, а два других брата — в соседних местностях. Так гласит легенда. Ясно одно, что появление варяжского правителя — исторический факт. После смерти братьев Рюрик взял всю власть в свои руки, против чего восстали местные вожди.

Восстание было подавлено. Рюрик утвердился в Новгороде. Таким образом, сложились два первых государства восточных славян: северо-западное с центром в Новгороде и среднеднепровское с центром в Киеве. Оба государства сразу вступили в историческое противоборство. После смерти Рюрика в 879 г. и перехода власти к его малолетнему сыну Игорю на арене истории появился Олег.

История умалчивает, кем был этот князь, но его роль в создании единого славянского государства велика. Олегу удалось обманом убить киевских князей Аскольда и Дира и объявить Великим князем единого государства Игоря. Однако, объединив под собой многочисленные племена, Русь не отличалась прочностью.

В 907 г. Олег предпринял очередной поход на Константинополь, который так же, как и предыдущий, закончился мирным договором с контрибуцией со стороны Византии, правом беспошлинной торговли для русов и даже правом для них мыться в греческих банях столько, сколько захотят. Олег по обычаю повесил свой щит на воротах Константинополя. Позднее был заключен и военный союз, по которому дружины русов входили в состав византийского войска во время его походов на врагов.

Так установилась прочная связь двух государств. После смерти Олега, будучи уже в зрелом возрасте, на престол вступил князь Игорь. В его правление Русь продолжала приобретать земли и приблизилась к владениям Византии. Это вызвало войну между обоими государствами, которая продлилась с 941 по 944 г.

О ней уже упоминалось в разделе об истории Византии. Применив «греческий огонь», византийцы выиграли осаду Константинополя, но войну в целом выиграть им не удалось. В результате вновь был заключен мир. Вернувшись в Киев, князь Игорь отправился собирать дань по своим землям. В то время князь сам собирал дань, объезжая племена по кругу. Путь составлял около 1200-1500 км.

Начинаясь зимой, сбор заканчивался только к весне, Игорь начал с древлян, которые в наказание за недовольство его правлением были обложены увеличенной данью. Отправив основную дружину вперед, Игорь остался с малой частью своего войска. Древляне воспользовались этим и перебили всю дружину, а Игоря казнили лютой смертью, привязав его к двум склоненным деревьям и отпустив их, разорвали тело пополам.

Единственная жена Игоря Ольга (что было при языческом многоженстве славян необычным явлением) жестоко отомстила древлянам, как только взошла на престол. Ольга проявила себя как дальновидный, властный и умный политик. Прежде всего, она отрегулировала сбор дани, установив ее объем.

Одновременно она понимала, что государство пока ещё слабо, а потому необходимо завязывать добрососедские отношения с сопредельными государствами. Ольга приехала в Константинополь и подтвердила все бывшие договоренности. Одновременно с этим княгиня понимала значение принятия христианства повсеместно всей Европой.

Приобщение к единой вере объединяло государства и народы, а это было как раз необходимо для молодой и ещё неустойчивой государственности Руси. Поскольку процесс принятия христианства в языческой стране был очень сложен, Ольга решила начать с себя. Обряд был пышно обставлен. Крестным отцом выступил византийский император, а крестил княгиню Ольгу сам патриарх.

Сын Игоря Святослав категорически отказался принять христианство, будучи приверженцем дружинного язычества. Все помыслы Святослава при вступлении на престол были направлены на расширение границ государства. Будучи прекрасным воином, талантливым военачальником и умным политиком, Святослав добился необыкновенных успехов на этом поприще.

Ему удалось легко разгромить все болгарские народы вдоль по Волге, Хазарский каганат и нанести удар по византийским провинциям на Черном море. Святослав грозил Константинополю. Одновременно он занял земли по Дунаю и покорил Бач канскую Болгарию. В войну со Святославом вступил византийский император и талантливый полководец Иоанн Цимисхий, которому в 971 г. удаюсь заставить русских отступить и заключить мир.

Однако на обратном пути в Киев в 972 г. Святослава по наущению Цимисхия подстерегли печенеги. Небольшое войско было разгромлено, а Святослав убит. Из его черепа хан Куря сделал чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах. После смерти Святослава между его сыновьями, которые сидели наместниками в разных землях, начались междоусобные распри с притязаниями на престол.

Ярополк, сидевший в Киеве как старший сын и не поддержанный киевской знатью за приверженность христианству, не смог оказать сопротивления, так что на княжеский престол в Киеве вступил Владимир, правивший до этого в Новгороде. На протяжении многих лет Владимир крепкой рукой держал единство Руси. Он продолжал завоевания.

Им были покорены польские земли, вновь установлен мир с Болгарией, но главное — была создана оборонительная система от набегов печенегов. Несколько оборонительных линий с крепостями и сигнальными башнями, построенные на расстоянии 15—20 км друг от друга, прикрывали Киев. Почти во всех княжествах наместниками сидели сыновья Владимира.

Правлению Владимира сопутствовало распространение христианства на Руси и введение его как официальной религии. Христианство давно присутствовало в духовной атмосфере молодого государства. Однако наряду с христианством Владимиру приходилось выбирать между иудаизмом, пришедшим из хазарских земель, исламом из Волжской Болгарии, а также христианством римского толка.

Представители всех конфессий стремились склонить Владимира к своей вере. Но, следуя заветам бабки, а также видя явные преимущества новой веры с ее монотеизмом, под стать единому государственному устройству, Владимир склонился к византийскому христианству, которое на Руси имело еще одну важную особенность. Во главе церкви стоял князь, а не патриарх, что вполне устраивало Владимира.

Новая вера связывала молодое государство с европейской культурой, приобщала к духовным ценностям через проповедуемое учение, помогала обосновать назревающее неравенство, которое не могло оправдать язычество с его равноправием перед силами природы. Христианство отпускало грехи, очищало душу, давало надежду на загробную жизнь.

Владимир сам принял христианство, внеся тем самым значительные изменения в собственную личную жизнь, которая славилась жестокостями, разгульностью, клятвопреступлениями. В 988 г. свое решение о принятии христианства и вступлении в брак с византийской принцессой Анной с целью укрепления престижа Руси в глазах Европы Владимиру пришлось отстаивать с мечом у города Херсонеса, в то время византийской провинции.

Взятие города разрешило проблему. Но принятие христианства среди языческого населения вызывало яростное сопротивление. В 990 г. был сделан первый шаг с крещением Киева. Владимир повелел опрокинуть языческих идолов во главе с Перуном, которых сам же и устанавливая в молодости в 980 г.

Крещение проходило в водах Днепра. Куда менее гладко проводился обряд крещения в Новгороде и Ростове. Там множество людей пало жертвами принудительного действа. При этом в народе язычество еще долго сохраняло свои позиции. В 996 г. в Киеве завершилось огромного собора в честь Богородицы. Его строителями были греческие мастера.

На содержание церкви Владимир выделил десятую часть княжеских доходов, поэтому церковь получила название «Десятинной». Служба велась на родном языке, что сближало официальную религию с народом. От Десятинной церкви сохранился только фундамент. Но и это небольшое свидетельство говорит о строительных традициях Византии, перенесенных на русскую землю.

С христианством начала распространяться грамотность, стали создаваться первые школы для обучения детей из богатых семей. Постепенно церковь начала играть важную роль в духовном просвещении народа, в политической и социальной жизни государства. Монастыри, во множестве возникавшие на территории Руси, становились центрами книгописания и, в частности, создания летописей, а также художественного творчества иконописцев.

Несмотря на ошибки молодости, Владимир сделал для объединения Руси чрезвычайно много, спасая ее границы от набегов печенегов, введя христианство и образование как неотъемлемую часть общей национальной культуры. Церковь канонизировала князя Владимира.

XI век Русь встретила формирующимися раннефеодальными отношениями и политической стабильностью, достигнутой правившими ранее князьями и князем Владимиром. Земельный фонд раннефеодального государства складывался главным образом из земель распадающейся крестьянской общины и расхищения ее князьями, церковью и дружиной. Население обширных окраинных земель не собиралось отказываться от традиционного язычества. На Руси формировался феномен двоеверия.

Страна к XI в. развивалась крайне неравномерно. Северные и восточные регионы сильно отставали. Прочные отношения с пограничными государствами становились недостаточными.

Необходимы были контакты со Средней Европой. Первыми стали устанавливаться отношения с Германией. Русское государство находилось в достаточно стабильном состоянии, но смерть князя Владимира повлекла за собой значительные изменения. У Владимира было 11 сыновей и усыновленный племянник Святополк (сын брата Ярополка).

На престол претендовали Борис и Глеб от княжны Анны, а также старший сын Ярослав от полоцкой княжны Рогнеды. Святополк также вмешался в этот спор. Государство было ввергнуто во вторую междоусобную распрю. В момент кончины Владимира рядом с ним оказался именно Святополк. Ярослав был в Новгороде, а Борис отправлен отцом на борьбу с печенегами. Заговорами и подкупом Святополк убил сначала Бориса, а затем его брата Глеба.

За непротивление насильственному злу убиенные братья, которым было всего около двадцати лет, канонизированы Православной церковью. Однако с Ярославом, который так же, как и его отец, опирался на новгородские дружины. борьба за престол затянулась. Святополк обращался за поддержкой к полякам, печенегам и половцам. Впервые на русской земле появились поляки, которые так бесчинствовали в Киеве, что вызвали крайнее возмущение населения, вылившееся в восстание.

В 1018 г. произошло решительное сражение, в котором Святополк потерпел полное поражение. В 1019 г. Ярослав утвердился на киевском престоле. Однако его спор с младшим братом Мстиславом привел к разделению государства на две самостоятельные части. Но в 1036 г. Мстислав умер, и Ярослав вновь объединил государство. После 1036 г. Русь вступила в период 30-летнего мира. Ярослав занялся расширением и укреплением границ, завязал политические контакты со всей Европой путем заключения династических браков. Все его сыновья женились на знатных принцессах Византии, Польши, Германии. Дочери выданы замуж за правителей разных стран. Анна уехала во Францию, став супругой Генриха I. Анастасия вышла за венгерского короля Андрея, Елизавета — за норвежского короля Гарольда. Впоследствии все они будут играть заметную роль в политике своих государств.

Ярослав создал свод законов «Русская правда», пригласил византийского митрополита, что сразу урегулировало отношения Руси с Византийской империей. При XI век — это время формирования сильных укрепленных городов. В наиболее крупных жили князь, бояре, размешалась дружина, которая состояла уже из профессиональных воинов. У Великого киевского князя дружина насчитывала 500—800 вооруженных мечами, саблями и копьями воинов, одетых в броню и кольчуги, со щитами в руках и шлемами на головах.

Города стояли на оживленных торговых путях, в них развивалось ремесло. Они одновременно были центрами религиозной и культурной жизни. В них воздвигалось множество храмов, в стенах монастырей составлялись летописи, создавались библиотеки, процветала иконопись. В Киеве сначала построена Десятинная церковь, а затем храм св. Софии, в Чернигове — храм Спаса, в Новгороде — Софийский собор.

В XI — середине XII вв. таких городов насчитывалось 42, а к XIII в. их стало уже 62. Наиболее значимыми были Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Новгород, Суздаль, Ростов, Ладога, Любеч, Переяславль, Перемышль и др. При всей стабильности жизни государства в этот период сепаратистские настроения, вызванные самыми разными причинами, послужили началу мятежа в 1071 г. в Новгороде — городе, который всегда отличался свободолюбием и жаждой независимости и к тому же с трудом принимал христианскую веру. В 1072 г. порядок был восстановлен.

Однако 70-е гг. XI в. в истории отмечены продолжением уже забытого на Руси в течение всего правления Ярослава смутного времени. Сыновья Ярослава Мудрого и его внуки вступили в длительные распри в попытках занять престол Великого князя. В эту борьбу вклинилась война с половцами, в которой русские вначале потерпели поражение. В эти годы среди наследников Ярослава выделился его внук Владимир, прозванный Мономахом.

Владимир был сыном четвертого сына Ярослава Всеволода и византийской принцессы, дочери Константина Мономаха. Уже в молодые годы он проявил себя как отличный военачальник, что особенно пригодилось ему в войнах с половцами, длительное время одолевавшими Русь. Владимир Мономах предпринял несколько успешных военных походов против половцев, выступая пока еще как князь Черниговский, но уже направляя все свои помыслы на объединение и спасение Родины.

Он готов простить смерть своего сына, только бы помириться с двоюродным братом Олегом, презираемым народом за предательство, за связь с половцами, ненавистным врагом всей земли русской. Однако все стремления князя Владимира прекратить смуту не увенчались успехом. Зато ему удалось объединить русских князей на борьбу с внешним врагом — половцами.

С 1100 г. Русь под предводительством Владимира Мономаха начала наступление на половецкие орды. Почти одиннадцать лет потребовалось, чтобы избавиться от этой напасти. Владимир Мономах и Олег женили своих сыновей Юрия Владимировича (будущего Юрия Долгорукого) и Святослава Олеговича на дочерях союзных половецких ханов.

Так в семье Рюриковичей появилась половецкая династическая линия наряду со шведской, греческой и английской. Однако и эти браки не избавили Русь от длившихся десятилетиями половецких набегов. В 1111 г. состоялось наконец решающее сражение, половцы были окончательно разбиты.

Политическое значение этого события было высоко оценено в Европе. В то же самое время христианская Европа посредством крестовых походов вела наступление на «неверный» Восток. Русь оказалась втянута в этот процесс. Поэтому в военном походе в 1111 г. впервые участвовало духовенство, которому была отведена важная роль вдохновителей воинства. В 1113 г. неожиданно и странно скончался правивший князь Святополк. Владимир не стремился занять великокняжеский престол, но в Киеве вспыхнул мятеж, и к Владимиру были посланы гонцы с просьбой возглавить русское государство.

Мономах вынужден был согласиться. Он пробыл Великим князем 12 лет и за это время пересмотрел свод законов и упорядочил отношения между власть предержащими и народом, во многом ограничил беспредел богатых и знатных в отношении холопской зависимой бедноты. Ему удалось твердой рукой удержать целостность основной части государства и продолжить борьбу с половцами.

Владимир Мономах умер в 1125 г., оставив о себе память как о прекрасном воине, умном и дальновидном правителе, преданном Родине и своему народу. Как описывает его летопись, это был красивый и сильный человек. Вслед за ним на престол взошел его сын Мстислав, который оказался твердым последователем политики отца. Однако смерть Мстислава положила начало новой смуте на русской земле, в результате которой Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств, в начале XIII в. их стало уже 50.

После смерти Мстислава Великого с 30-х гг. XII в. Древняя Русь вступила в полосу феодальной раздробленности. Зыбкое единство Руси, которое было необходимо главным образом для отпора внешнему врагу, рассыпалось на глазах. Далекая власть Киева не устраивала местных князей, которые хотели действенной власти, отвечающей их собственным интересам. Одновременно зарождалось дворянство, получавшее землю в обмен на службу своему непосредственному сюзерену.

Все это подталкивало к отделению независимых государств- княжеств. На севере развивался новый крупный город — Новгород, который имел собственные связи с Европой. С другой стороны, силы Киева истощались в постоянной борьбе с кочевниками. В новых самостоятельных княжествах активно развивалась культура, строились храмы и палаты, писались летописи. В это время было создано «Слово о полку Игоревен.

Однако авторитет Киева продолжал сохраняться, особенно это касалось влияния церкви. Киевские митрополиты по- прежнему оставались во главе церкви — миротворца и объединителя русского народа. Но борьба за власть, и в частности за киевский престол, продолжалась. В 1169 г. Киев был впервые взят «на шит», причем не внешним врагом, а своими же русскими воинами владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого.

Эта бесконечная полувековая бойня губила одного за другим русских князей и разоряла русскую землю. На фоне других княжеств выделялся «господин Великий Новгород». Он поднялся благодаря независимой торговле и ремеслу, а также проложенному пути «из варяг в греки», обеспечивающему самые широкие возможности для торговли с наиболее отдаленными территориями и странами: Прибалтикой, Скандинавией на севере и странами Востока на юге.

Новгород почти не знал внешней опасности и нападений кочевников, что сохраняло его силы и зажиточность населения. А потому богатая независимая верхушка аристократии всегда играла значительную роль в политической жизни. В Новгороде был построен крупнейший по тому времени Софийский собор, который мало чем уступал киевскому.

Поблизости выросли два крупных монастыря — Юрьев (Георгиевский собор (1119)) и Антониев (собор Рождества Богородицы (1117-1119)). Новгород в это время являлся высококультурным городом, В нем были мощенные деревом мостовые, власти следили за порядком и чистотой в городе. Горожан повсеместно отличала грамотность, многие из них владели письмом на бересте. От последнего представителя центральной киевской власти князя Всеволода, сына Мстислава Великого, новгородцы избавились в 1136 г., выслав его из города. Крупная аристократия — боярская верхушка, богатое купечество и архиепископ — окончательно пришла к власти. Новгород получил полную независимость, превратившись в своеобразную аристократическую республику.

Тем временем формировалось Владимиро-Суздальское княжество. Его северо- восточные земли были одним из самых глухих уголков Киевской Руси. В междуречье Оки, Волги и Клязьмы еще царили первобытные нравы. Однако как и в случае новгородских земель, владимиро-суздальские территории не знали нашествий кочевников. Здесь текла мирная патриархальная жизнь.

Крутой поворот в развитии этого края произвел сын Владимира Мономаха — Юрий Владимирович. За неуемную жажду власти и завоевания новых земель его прозвали Долгоруким. Усилиями этого князя Владимиро-Суздальское княжество превратилось в обширное независимое государство. Юрий Долгорукий — основатель Москвы.

С его именем связано первое упоминание этой небольшой крепости в 1147 г. по случаю пира, который был устроен в ней Юрием с его союзником князем Черниговским Святославом. На престол Владимиро-Суздальского княжества вслед за Юрием взошел его сын Андрей, который обоснуется в своей резиденции — прекрасном белокаменном дворце в селе Боголюбово, за что и прозван Боголюбским. Он возвысил город Владимир до уровня главного города княжества.

После казни родственника своей жены Степана Кучки на месте его владений в Москве Андрей построил укрепленный замок, что не понравилось другим родственникам, и князь Андрей был убит. Москва же получила первую крепость — Кучково. Остальные княжества бывшей единой Руси также шли к своей независимости. Однако татаро-монгольское нашествие значительно отбросило развитие Руси назад. Русь опять стала щитом от восточных набегов для Европы.

Культура Руси складывалась, с одной стороны, как культура всех восточных славян с отличительными местными особенностями, с другой, — славянская культура испытывала влияние соседних народов, проживавших в непосредственной близости и имевших со славянами торговые и хозяйственные связи. Это и угро- финны, и балты, и варяги, и народы Поволжья, и даже кочевники, которые постоянно то нападали на Русь, то заключали с ней мирные соглашения. И, наконец, огромное влияние оказала Византия. Из Византии на Русь пришли христианство и связанные с ним традиции строительного дела и художественного мастерства, а также письменность и литература.

В то время как Русь разрывали междоусобные распри ее удельных князей, далеко на Востоке сформировалась огромная империя на основе объединенных кочевых племен. В 1205 г. ее безраздельным властелином стал Чингисхан, опытный, умный и властный правитель. Напав на Китай и завоевав его столицу Пекин, Чингисхан использовал в своих целях достижения этой древней цивилизации.

Имея великолепную конницу с воинами, вооруженными луками и стрелами, Чингисхан заполучил в Китае осадные стенобитные и камнеметные орудия, метательные снаряды с горючей смесью на основе нефти. Хорошо организованная военная машина монголов была способна к ведению масштабных и долговременных войн.

Эта армия прошла с огнем и мечом по Средней Азии, Ирану, Кавказу, взяла крымско-византийский город Сурож (Судак) и вышла в половецкие степи к южным рубежам Руси. В 1223 г. русские дружины потерпели сокрушительное поражение при реке Калке на побережье Азовского моря. Князья не сумели договориться, выступили разрозненными дружинами и были побиты. Домой вернулся только каждый десятый воин.

Погибло около 10 тыс. человек, среди них шестеро князей. Киевские князья попали в плен. Однако на этот раз монголы отступили на восток, не оставив намерений вернуться в богатый край русинов и поволжских булгар. Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый, используя замерзшие реки, легко добрался до южных пределов Руси и вскоре взял Рязань, на помощь которой не выслал войска ни один русский князь.

Со взятием Рязани началось завоевание Руси. В 1238—1239 гг. были разорены и сожжены Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Городец, Переяславль, Кострома, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь, Козельск, весь Муромский край, Нижний Новгород. В 1240 г. очередь дошла и до Киева. Батый брал Киев с 600-тысячной армией, В 1242 г. монгольские полчища прошли по землям Польши, Венгрии, Чехии, Молдавии, Валахии.

На дальнейший поход уже не хватало сил, и Батый основал на покоренных территориях огромное государство Золотую Орду. Ее границы простирались от Иртыша до Карпат и от Приуралья до Северного Кавказа. Русь попала в вассальную зависимость. Даже Новгород вынужден был платить дань. Избежали завоевания только Полоцкое и Смоленское княжества. Такой ценой раздробленная феодальная Русь заплатила за свои местнические амбиции.

Над Русью нависло монгольское иго. Эта форма политического правления и давления отодвинула Русь в ее развитии на многие годы назад. Запустели поля, утратились многие ремесленные специальности, прекратилось летописание. Множество людей угонялось в плен. Численность населения значительно снизилась.

Пока над русской землей довлело монгольское иго, северные княжества подверглись вторжению со стороны немцев, шведов и литовцев, намерившихся захватить новые земли. Первое поражение северным захватчикам нанес на реке Неве молодой новгородский князь Александр, прозванный с тех пор Невским. В 1242 г. Александр Невский нанес полное сокрушительное поражение тевтонским рыцарям на Чудском озере, в прямом смысле утопив крестоносцев в его водах.

После этой победы и последовавшим вслед за ней поражением литовцев северо-западные земли Руси надолго прекратили испытывать натиск врага. Все свои силы на протяжении жизни Александр Невский направлял на возрождение Руси. Умный и предусмотрительный политик, он сумел предотвратить многие конфликты с Ордой и не допустить опустошающих карательных экспедиций на русскую землю. В 1263 г. Александр умер по дороге из Орды в городе Городце на Волге. Вероятно, он был отравлен ханом, который видел для себя угрозу в этом замечательном полководце и политическом деятеле. Однако Азександру Невскому удалось пробудить в народе волю к освобождению, которое наступит не скоро, почти через 100 лет. Русь постепенно, но упорно начала подниматься, готовясь к новым битвам с Ордой.

На территории Руси происходили и другие события. Южная и Юго-Западная Русь с киевскими и черниговскими землями и Галицко- Волынским княжеством были завоеваны и поделены между Польшей, Литвой и Венгрией. Эти территории оказались оторванными от основной Руси и с XIV в. получили название Малороссии. На Западе образовалось Великое княжество Литовское, куда вошли Полоцкое, Киевское и Черниговское княжества и часть земель Галицко- Волынского княжества. Эти земли подпали под литовское управление, прежде всего, спасаясь от Орды. С XIV в. начался постепенный процесс централизации русских земель.