Храмы Армении и Грузии

Вместе с расцветом самой Византии в VI—VII вв. развитие получило и строительство в Армении и Грузии. Центрическая схема с куполом нашла свое яркое и своеобразное отражение в храме Джвари в Мцхете (590-604). Крестовый план с центральным высоко поднятым куполом создан четырьмя примыкающими, более низкими, абсидами.

Храм блистательно вписан в природу. Он поставлен как венчающий элемент на самой вершине горы, которая превратилась в его пьедестал. Отличительной чертой раннехристианской архитектуры Закавказья являлось небольшое количество декоративных деталей на фасадах зданий. Все максимально подчинялось монументальному звучанию сооружения, не отвлекая на мелочи внимание зрителя от общего впечатления.

В 618 г. в Армении появляется самобытное и очень яркое сооружение — храм св. Рипсиме в Эчмиадзине. Он стоит на равнине и поднят на платформе, а главенствующая купольная часть визуально усилена двумя высокими арками-нишами на фасаде. Остальные мелкие детали — башенки по углам — поддерживают господствующую идею купольной части.

Крестово-купольная система в Закавказье нашла свое выражение в двух принципиальных схемах: 1) схема с опиранием купола на стены четверика; 2) чисто византийская — с опиранием на четыре внутренних столба. Храм в Цроми, построенный в 626—634 гг., иллюстрирует четкое членение внутреннего помещения на подкупольное пространство и крестообразную структуру примыкающих к нему боковых отсеков, перекрытых полуцилиндрическими сводами. Внутренняя конструктивная структура отчетливо отражена во внешнем облике всего сооружения. Почти полностью лишенный декоративного убранства, храм выглядит лаконично и выразительно.

После периода арабского завоевания с VII по X вв. и связанного с ним застоя архитектура закавказских государств вновь начинает развиваться. Строятся не только храмы, но и жилые, хозяйственные постройки, мосты, трапезные, школы, книгохранилища, гостиницы. Храмовое зодчество приобретает подлинную масштабность.

Кафедральный собор Светинховели в Мцхете (Грузия) (1010-1029) (рис, 1.16) уже не выглядит провинциальным камерным сооружением. Он решен в крестовокупольной системе с нарастанием масс к главному барабану, увенчанному шатром. Фасады обработаны декоративными элементами, что делает храм более нарядным и живописным.

Получив свое распространение в Закавказье, купол на опорах с применением тромпов — малых сводиков по углам квадратного плана — возник все-таки скорее в провинции Византийской империи. Например, церковь св. Луки, или Кафоликон, в монастыре Луки Елладского в Греции — замечательный памятник такого конструктивного приема, где купол сделан на тромпах. Монастырь воздвигнут на склонах знаменитой горы Геликон, обиталища муз, а храм построен у гробницы св. Луки (XI в ).

Здесь трудились мастера из Константинополя, что отразилось на крестово-купольной системе. В этом храме есть одна особенность: его купол водружен не на четыре, а на восемь опор. Это и обусловило возникновение четырех небольших перераспределяющих нагрузку сводов-тромпов в углах квадратного плана.

Огромный вклад в сокровищницу мировой архитектуры внесло строительство собора Сан-Марко в Венеции и собора св. Софии в Киеве. Первый станет связующим звеном между византийской и нарождающейся романской архитектурой на территории Западной Европы, а второй заложит фундамент русского храмового зодчества.

Русскую архитектуру мы рассмотрим в отдельной главе. Основное внимание здесь мы уделим венецианскому собору Собор Сан-Марко в Венеции был построен в 829 г., он горел и был восстановлен в 1043—1071 гг. Сегодня мы видим более поздние его перестройки. От византийского периода остались внутренняя конструктивно-планировочная структура и плоские купола.

Последние скрыты под более поздними надстроенными высокими куполами, а византийский простой кирпичный фасад — под красочно декорированным поздним фасадом с глубокими арками входов и другими элементами европейского зодчества. План собора раскрывает его планировочную и конструктивную суть: с одной стороны, это уже имевшая место в ранневизантийскую эпоху VI в. пятикупольная церковь, с другой — каждый из этих куполов является центром самостоятельной крестово-купольной системы, окруженной с четырех сторон цилиндрическими сводами.

Таким образом, зодчим удалось ясно расчленить внутреннее пространство на пять основных самостоятельных зон. Центральный купол увеличен в размерах и поднят выше остальных, подчиняя их себе, как доминанта пространства. Собор отражает главное достижение эпохи — мастерское владение замкнутым внутренним пространством.

В нем соседствуют, перетекая и взаимно влияя друг на друга, девять пространственных объемов, уравновешивая друг друга и одновременно подчиняясь единому целому. Эта особенность имела огромное значение для развития западноевропейской архитектуры, особенно в эпоху Возрождения. Вся пышность византийского убранства и воздушность присутствуют в соборе в полной мере, что роднит его с константинопольской архитектурой храма св. Софии.

Наиболее характерна для завершающего этапа зодчества Византии церковь в Грачанице в Сербии. Она построена в 1321 г. и практически стала последним значимым архитектурным сооружением уже распадающейся Византийской империи. Сербия в то время предлагает вполне самостоятельное пластическое решение храма.

Опираясь на крестово-купольную систему, доставшуюся в наследство от византийских мастеров, сербские зодчие выработали только им свойственный подход к представительности этой системы во внешнем облике здания. Центральный крест с его полуцилиндрическими сводами доминирует в композиции. Форма полуцилиндрических сводов проявляется на фасадах в виде полукружий, называемых закомарами. Своды обхода лежат на кубическом основании.

К ним примыкают декоративные арки, получившие название «кокошников» в более поздних русских церквях. Все объемы в целом образуют ступенчатую пирамиду, что сообщает облику здания ярко выраженную динамику. В кладке применен как тесаный камень, так и кирпич. Такой декоративный прием создает характерный для сербских церквей узор, который позднее превратится в настоящее затейливое кружево, придающее всему облику храма особую праздничность.

В заключение можно отметить, что в византийской архитектуре все еще большое значение играет ордер. Он применяется в большинстве построек и призван приблизить внутреннее пространство к воспринимающему его человеку. Это особенно важно в крупных сооружениях, таких как церковь св. Софии в Константинополе или собор Сан-Марко в Венеции.

В Византии окончательно складываются приемы овладения внутренним замкнутым пространством. Еще римляне пытались достичь этой цели. Однако только в эпоху Восточной Римской империи — Византии — удастся справиться с этой сложнейшей композиционной пространственной задачей.

Данное достижение в особенности отличает архитектуру Византии от восточной архитектуры. Архитектура Византии заложит фундамент для дальнейшего развития зодчества в романскую и готическую эпохи, а также в эпоху Ренессанса в Европе. Византийские храмы послужат основой для формирования храмового зодчества Древней Руси.