Эволюция цветовой среды города как выражение цветовой культуры

Народная архитектура широко использует цвет. В нашей стране насчитываются десятки национальных архитектур, и каждая из них обладает колористическим своеобразием. Не в этом ли кроется неисчерпаемый источник цветового вдохновения современной массовой архитектуры?
Цвет — характерная черта молдавской народной архитектуры. А. Янович показывает, как национальная цветовая культура воплощается в современной молдавской сельской архитектуре. В частности, лаконизм пластики объемов жилых домов оживляется разнообразной полихромией в северной зоне республики. Особенно выделяется многоцветие домов Бричанского района, где в равной мере популярны нюансные и контрастные сочетания. Народные мастера используют так называемый эффект «белой вуали». Штукатурка, по которой затем ложится краска, наносится крупным набрызгом, что позволяет создать эффект полупрозрачной вуали — поверхность крупной фактуры обладает ровным, матовым цветом. Она лучше сохраняется, меньше выгорает на солнце.

В последние десятилетия в северной части Молдавии все чаще встречается наружная живопись, которая покрывает все поле стены. В архитектуру входят экзотические сюжеты: лебеди и павлины в полнолуние, рычащие тигры и львы под пальмами, водопады, крымские пейзажи с изумрудными кипарисами, танцовщицы и т. п.
Иллюзорный эффект живописи визуально дематериализует архитектуру, чего порой так боятся архитекторы. В тех случаях, когда живопись представляет собой пейзаж, возникает феномен хамелеона — иллюзия растворения стены в окружающей среде. Она была бы полной, если бы не традиционное белое обрамление, напоминающее о границах объема. Живопись демонстрирует многовековое стремление молдавского народа к цветовому преображению жилища.
Центральная часть Молдавии, особенно долина р. Реут, отличается своеобразными домами, украшенными галереями и колоннадами. Народные мастера высекают колонны из камня ракушечника и декорируют их изящной резьбой. Особым разнообразием отличаются капители колонн. Подобно ордеру античной Греции, молдавский ордер также полихромен. Так, если колонны покрываются синим или голубовато-зеленым цветом, кружевная резьба остается белой. Часто синим цветом окрашивают только капитель, оставляя ствол колонны белым. Иногда колонна остается белой, а неглубокие бороздки резьбы окрашиваются синей, голубой, желтой или красной краской, что создает впечатление цветной инкрустации на белом камне. Стены дома имеют синий цвет большей или меньшей интенсивности, на фоне которых выделяются белые с цветным узором колонны галереи. Часто встречаются колоннады с трехцветными сочетаниями. Колонны обычно высекаются мастером, а в роли колориста выступает хозяйка дома. Она использует цвет в небольших количествах, стараясь не перегрузить пластику, а лишь выявить ее красоту.
Полихромия юга Молдавии носит в основном характер орнамента, одноцветные полосы которого украшают элементы зданий на белом и синем фоне стены [29].
Разнообразны приемы народной архитектурной полихромии даже в пределах одной республики. Здесь шла речь о частном строительстве, в котором мастер утверждает собственное чувство красоты, реализует свои цветовые предпочтения. Нельзя ли вдохнуть жизнь в серые бетонные громады наших новостроек, лишенные художественной теплоты сельского дома? Нельзя ли оставить в них простор для будущего самодеятельного творчества, вести проектное дело таким образом, чтобы архитекторы прислушивались к пожеланиям людей, совершенствуя цветовую среду на основе вкусов самих жителей?
Может быть, в строительстве крупных жилых массивов это трудноосуществимо, но вполне реально в поселках, в сельском строительстве. Скромный масштаб строительства позволил бы архитекторам полнее учесть их пожелания и дать цветовой среде возможность саморазвития.