В стилистическом отношении комплекс Венской городской железной дороги неоднороден, хотя в целом и создается впечатление единства. Более ранние станции несут на себе следы стилизаторской архитектуры. В них встречаются классические колонны, пилястры и т. д.. Однако на более поздних стадиях строительства Вагнер уже шире применяет металл истекло, а в некоторых случаях использует декор сецессиона — австрийская разновидность европейского модерна.
Крупнейшим сооружением, также входившим в комплекс городской железной дороги, была плотина со шлюзом Нусберг при выходе канала из основного русла Дуная. Вагнер создал сооружение символического характера: две каменные волюты в виде волн поддерживают пилоны с возвышающимися на них бронзовыми геральдическими львами.
Новое понимание стиля нашло отражение и в принципиально новом подходе при строительстве доходных жилых домов. Постепенно освобождавшиеся от свойственного им дворцового характера (речь идет о домах для зажиточного населения) эти дома отличались несравненно более высоким уровнем решения функциональных задач. Что же касается их внешнего облика, то примененные в их фасадах традиционные архитектурные формы, укрупненные и упрощенные, приобретали откровенно декоративный характер. Впоследствии общепринятый тектонический декор сменился у Вагнера полихромным растительным орнаментом, как это было, например, на облицованном майоликовыми плитками фасаде дома на улице Линке Винцейле (1899).
Максимальным вниманием к функциональной стороне отмечено одно из наиболее значительных произведений Вагнера: здание Управления почтово-сберегательных касс в Вене (1906). Интерьер его представляет собой обширное, свободное, великолепно освещенное пространство, хорошо отвечающее функциональному назначению. Это было достигнуто благодаря соответствующему конструктивному решению: Вагнер применяет здесь сложное стеклянное покрытие, средняя повышенная часть которого поддерживается фермами в виде пологих арок, опирающихся на тонкие металлические опоры; боковые части плоские.
Новая концепция, выдвинутая Вагнером, характеризовалась и принципиально иным, чем прежде, отношением к декору: декор в зданиях Вагнера служит образным или градостроительным целям. Применение его, обычно, сдержанно и оправдано назначением и градостроительной ролью. Так, в здании Управления он служит цели создания впечатления «вечного» фасада. С этой целью здание было облицовано в нижней части гранитными плитами, а в верхней — обычным камнем. Плиты облицовки соединены со стеной алюминиевыми болтами, шляпки которых образуют на фасаде строгий орнаментальный узор. Остальная часть фасада украшена плоскостным декором, воспринимающимся только при близком рассмотрении.
Боковые части главного фасада здания увенчаны декоративными скульптурами, что было вызвано градостроительными соображениями: здание замыкает перспективу улицы.
В доходном доме, построенном Вагнером на улице Линке Винцейле (1899), занимающем угловой участок, оба фасада объединены прозрачной лоджией, декорированное завершение которой лишь слегка возвышается над уровнем карниза. Церковь больницы Ам Штейнгоф в Вене (1907)—крестообразное в плане здание, увенчанное огромным золоченым куполом, воспринимается с далекого расстояния.
Главный фасад выделен витражом и свободно стоящими колоннами со скульптурами ангелов на них.
В последний предвоенный год Вагнер построил больницу в Вене и для себя летнюю виллу в Хютельсдорфе. Оба эти здания чрезвычайно просты по внешнему облику, например фасад виллы украшен лишь орнаментальным фризом в виде «шахматного» узора.
Перечень осуществленных Вагнером произведений сравнительно невелик по сравнению с количеством его проектов (в том числе и конкурсных), многие из которых не были приняты к осуществлению из-за их новаторского характера.
Типичной в этом смысле является судьба проекта городского музея и реконструкции площади Карлсплац. Вагнер считал, что здания, фланкирующие церковь Карла (Карлскирхе) с ее сложными барочными формами и вертикальной устремленностью, должны контрастировать с ней, и предлагал горизонтальное решение и гладкие фасады зданий. Однако многочисленные варианты его проекта были отвергнуты.
Второй удар эклектической архитектуре нанес так называемый Венский Сецессион — творческая организация, объединившая в 1897 г. авангард венских художников и архитекторов. Среди основателей Венского Сецессиона были ученики Вагнра — И. Гофман (1870—1956), И. Ольбрих (1867—1908) и др.
Деятельность Венского Сецессиона проявилась в основном в организации выставок произведений местных и зарубежных художников и в издании журнала «Вер Сакрум» («Священная весна)», отличавшегося высоким уровнем графического оформления.
возник несколько позднее, чем аналогичные течения в других странах, — бельгийский Ар-Нуво и французский Флореаль), почему венский вариант общеевропейского модерна обладал рядом специфических черт. Эти особенности внесли в него, работая в качестве графиков, Гофман и Ольбрих. Создаваемые ими графические виньетки и заставки исходили от некоего архитектурного начала, им была присуща структурность и четкость. Излюбленным мотивом Гофмана был квадрат, Ольбриха — круг (в различных, довольно сложных вариациях). Эти мотивы, перекочевавшие вскоре со страниц журнала в интерьеры (декор), приобрели затем популярность во всей Европе.
На выставке прикладных искусств в Вене в 1899 г. Гофман и Ольбрих продемонстрировали спроектированную ими мебель, которая была характерна не столько своими декоративными чертами, сколько хорошими пропорциями. Интерьеры Гофмана имели прямоугольные формы, что отличало их от других вариантов модерна (югендстиля, Ар-Нуво) с их пристрастием к извилистой линии.