Обращает на себя внимание тот факт, что сознание широко охватывало градостроительную ситуацию. Выше показывалось, что даже в результате движения по одной из улиц города складывалось представление, пусть еще далеко не полное, о структуре целого.
В дальнейшем, при суммировании впечатлений от движения по основным путям картина приобретала и достаточную полноту. В результате формировался гармонический образ целого, составленный из конкретно-чувственных образов отдельных элементов города.
Перед человеком раскрывалась вся структура поселения, и то, что он так полно овладевал, ситуацией, имело важное мировоззренческое содержание, как бы утверждало ясность видения, широту охвата человеком реалий этого мира.
Две черты формировавшихся представлений о городе, о которых говорилось выше, — господство конкретно-чувственных, зрительных образов, характеризовавшихся гармоническим соединением элементов, и идейная содержательность складывавшихся образов — очень важны для оценки средневекового градостроительства.
Они определяют эстетическую ценность представлений об общем структурном построении и заставляют рассматривать средневековый русский город как единую композицию.
Причем следует отметить, что основная идея единства в многообразии и соподчиненности, формировавшаяся в общем построении русских городов, была прогрессивная для своего времени и сегодня сохраняет гуманистическое звучание.
В раннее средневековье застройка западноевропейского города имела, видимо, много общего с рассмотренным выше русским типом, но затем специфические условия развития градостроительства Западной Европы привели к резкому возрастанию плотности заселения.
Дома, сохраняя каждый свойства моноструктуры, потеряли обособленность, соединившись в сплошную ленту застройки. Тесное соседство домов накладывало существенные ограничения на конфигурацию фасадов, геометризовало их формы.
Как правило, на улицу выходили выстроившиеся по одной линии узкие прямоугольники торцовых фасадов, завершенных треугольными щипцами.