О том, как выражалось стремление к наибольшей простоте в культовом строительстве, уже говорилось, остается привести образцы церквей, где максимальная простота достигается применением новых конструкций и материалов. Для придания простой архитектуре настроения, соответствующего культовому сооружению, используются такие эффекты, как игра светотени, резкие контрасты цвета, противопоставление гладких и изогнутых поверхностей, подчеркнутые вертикали, искусственное освещение. Тенденции подобного рода обнаруживаются в церквах, относящихся к рассматриваемому периоду, — св. Николая в Бернедже близ Манчестера и Спасителя в Эльтеме. При проектировании первой церкви, строительство которой было закончено в 1931 г., особое внимание было обращено на то, чтобы главный вход находился на восточной стороне церкви, граничащей с улицей.
Эта проблема решена очень интересно. Портал расположен с южной стороны абсиды церкви; к крещальне, находящейся в нижней части башни с южной стороны трансепта с абсидой, ведет коридор. Высокий алтарь помещен перед самым изгибом абсиды и примыкает к стене, за которой расположена ризница, наверху же находится часовня Богоматери, отделенная решеткой от кафедры проповедника, куда с двух сторон поднимается лестница. На том же уровне над коридором, ведущим от портала, находятся ходы с двумя восьмигранными колоннами, открытые в неф церкви. Все это хорошо видно по иллюстрациям. В данном случае проблема назначения здания связана со специальной проблемой устройства входа с восточной стороны; отсюда возник оригинальный вариант традиционного проекта. Центральный неф, прямоугольный в плане, выше боковых нефов. В стенах главного нефа можно было бы сделать большие окна, но архитекторы предпочли гладкую голубовато-серую стену с маленькими окнами наверху, причем свет проходит и через большое прямоугольное окно в западной стене церкви. Яркая окраска плоского потолка контрастирует по цвету с мягким цветом стен.
Церковь выстроена из кирпича и облицована снаружи также кирпичом приятного серовато-желтого оттенка. Горизонтальные полосы кирпичной кладки образуют род фриза, в то время как вертикальные полосы и углубления подчеркивают портал, верх башни, алтарную часть и западную сторону церкви.
Наиболее существенно в этой церкви то, что внешний вид ее совершенно точно выражает композицию внутренних пространств: входной портал, хоры и пониженные боковые нефы. В свое время церковь считалась наиболее оригинальной и современной из всех английских церквей.
Строительство церкви Спасителя в Эльтеме было завершено годом позднее (1932). Прямоугольное в плане здание проще только что описанного. К северу от алтаря выступает часовня Богоматери, к югу — ризница. Над восточным концом поднимается монументальная башня, поэтому потолок над алтарем выше, чем потолок центрального нефа. Боковые нефы понижены как в церкви св. Николая в Бернедже, но вместо небольших верхних окон в стенах центрального нефа пробиты длинные узкие вертикальные окна. Церковь выстроена из кирпича с бетонной крышей. Стены внутри, расчлененные кирпичными столбами, оштукатурены бледно-кремовым цементом. Линию кирпичных столбов продолжают бетонные ребра перекрытия того же цвета, что и столбы; плоскости потолка между ними из серовато-зеленого бетона офактурены сверкающей стеклянной крошкой.
Фигура Христа, вырезанная из бетона, поставлена в центре алтарной части перед рядом бетонных столбов, с которыми хорошо сочетаются вытянутые вертикальные окна с голубыми стеклами. Снаружи здание, облицованное красновато-серым кирпичом, характеризуется резкими акцентами вертикалей — высоких кирпичных столбов и узких вертикальных оконных щелей. Здесь также внутренняя организация отчетливо выражена в наружных объемах. Простой и просторный интерьер церкви, не очень значительной по размерам, весьма эффектен. Обе церкви, занявшие благодаря своим архитектурным достоинствам видное место среди современных церквей Европы, вызвали после завершения строительства бурю негодования своих прихожан, но в то время, как возмущенный народ бросал камни в церковь в Эльтеме, Королевский институт британских архитекторов присудил ей бронзовую медаль 1932 года. Такое впечатление производит новая и непривычная красота, в особенности там, где дело идет о традиционных постройках, с которыми более чем с утилитарными сооружениями связаны старые воззрения. Новые конструктивные методы и функциональные принципы приветствуются в зданиях фабрик и заводов и вызывают антагонизм и даже негодование в церковных постройках. Поэтому от архитекторов, проектирующих церкви в новом духе требуется больше смелости, чем от строителей фабрик и заводов.