Специалист по формированию цветовой среды не может пройти мимо опыта работы плеяды французских колористов — Ж. Филласье, Б. Лассюся, Ж. Ф. Ланкло, М. Альбера-Ванеля, которые соединяют в себе художников и ученых. В своей деятельности колористы опираются на традиционно художественные дисциплины и одновременно — на социологию и психологию, которые в два последних десятилетия получили значительное развитие благодаря работам Г. Фрилинга, ФРГ (38, 391 и М. Лю-шера, Швейцария.
Г. Фрилинг всегда предлагает цветовые решения, создающие психофизиологический комфорт. М. Люшер выдвигает концепцию психологически гармоничного человека, основанную на соотношении четырех цветов, так как психически нормальный человек нуждается, по его мнению, в контакте с красным, синим, желтым, зеленым цветами. «Четыре цвета для меня являются символами (архетипами) четырех состояний духа, самочувствии и в то же время определенных мыслей и действий. Я часто пытаюсь дать себе отчет в том, люблю ли я красный цвет, как Робинзон, т. е. достаточно ли я уверен в себе, люблю ли я синий цвет, как Диоген, т. е. приносит ли мне удовольствие отказ от излишеств, люблю ли я зеленый цвет, как аристократ, т. е. всегда ли поступаю в соответствии со своими убеждениями и всегда ли поэтому я могу уважать себя, люблю ли я желтый цвет, как счастливый Ганс, т. е. способен ли к оригинальному, творческому раскрытию?» [40]. Люшер считает, что четыре названных цвета действуют на всех людей определенным образом, их сочетание обеспечивает определенное поведение, вызывает определенные эмоции и приводит к определенному самочувствию. Зная этот цветовой механизм, колорист способен конструировать соответствующую цветовую среду. Эта интересная теоретическая посылка трудно реализуема, поскольку сталкивается с особенностями цветовой культуры, нивелирующими или усиливающими действие отдельных цветов и их сочетаний. Поэтому перед колористом возникает необходимость корреляции четырехцветного механизма для результативного использования в работе.
Колорист черпает новые идеи также в области изобразительных искусств. Известно, например, какой мощный толчок в развитии архитектурной полихромии исходил от кубизма и неопласти-цизма, зародившихся в живописи. Геометрический абстракционизм оказал сильное влияние на архитектурную полихромию и непосредственно на архитектуру. Это направление живописи еще в довоенные годы обнаружило стремление к поиску оптических эффектов, достижимых с помощью иррадиации, рефракции, транспаранции. Отличительная особенность оптического искусства оп-ар-та — использование эффектов, основанных на физиологических процессах восприятия. Стабильность или монотонное повторение линий, квадратов, окружностей начинает зрительно распадаться, мерцать, колебаться. Если художник умело использует цвет, то он может добиться em иллюзорной динамики и игры.