Aрхитектура или искусство?

Красиво жить не запретишь! Можно сказать, такой лозунг чуть не выкрикивают на современные здания крупных городов. В последние несколько лет строительство развивается семимильными темпами, при этом здания возводятся с удивительной быстротой. Новые жилые дома, офисные помещения, всевозможные торговые и развлекательные центры и кинотеатры растут будто грибы. Что и говорить, человек советских времен, случись заглянуть ему в будущее, наверняка не узнал бы облик многих современных городов. Но ничего не мешает заглянуть в прошлое нам, и посмотреть, какие здания радовали взор горожан несколько десятилетий назад. Да, в общем-то, грустное было зрелище

Мы сейчас не будем говорить об архитектурном наследии предыдущих веков, которое неоспоримо, которое является нашей отличительной особенностью и гордостью. Для начала рассмотрим жилые районы — царство серости и уныния. Всем нам знакомы коробки для хранения овощей, простите, так называемые «хрущевки», которые в настоящее время усиленно истребляют. Маленькие кухни, проходные крошечные комнаты, коридоры, в которых сложно развернуться даже одному. Попробуйте составить список хотя бы из пяти плюсов проживания в этих апогеях архитектурной мысли.

Позже начали строить панельные дома, все чаще одной серии да целый район. Только в те времена, возможно, было приехать в другой город и попасть в абсолютно идентичный район, дом. Пересказывать не будем, сюжет наблюдаем каждую новогоднюю ночь — самое удивительное, что он многим понятен и не удивляет. Одновременно с таким вот безобразием советская архитектура может похвастаться и такими зданиями, как «сталинские» высотки, и такими, как бывшая гостиница «Россия». И если первые действительно являются красивыми и величественными постройками, гармонично вписавшимися в архитектуру города, то последнее здание – олицетворение коробки с множеством окон. Таким образом, налицо две крайности в строительстве советского периода: размах «сталинских» зданий и сжатость «шедевров» хрущевской эпохи.

Вернемся в наши времена. Действительно – в настоящее время мы наблюдаем разнообразие стилей и форм. Все зависит от желания и воображения заказчика. В начале 90-х «новые русские» строили для проживания буквально дворцы, практически каждый из которых являл собой произведение искусства. Однако позже стал популярен модернизм. Отказ от «лишних» деталей в конструкции, использование наиболее высокотехнологичных материалов. Объемы и темпы строительства в настоящее время не позволяют «дотошного» декора – тем не менее, многие современные здания, в том числе и жилые, приобретают своеобразный шик за счет модернистских геометрических очертаний, будь то шпили, своды. Нельзя забывать и про ведущую роль современных материалов, таких, как стальные конструкции и стекло, которые придают зданию стильный и современный вид.

Жилищные характеристики современных многоэтажек позволяют не только обеспечить приемлемые условия проживания, но и на практике применить хотя бы какие-то дизайнерские возможности. Если подойти к делу профессионально, то стильный интерьер можно вписать не только в пентхаус. Внутренняя структура сегодняшних кондоминиумов быстрыми шагами отходит от пережитков былых времен, позволяя создать в квартире максимально уютную атмосферу. В ней также позволителен полет дизайнерской мысли.

Только и тут не все гладко. Красивые и стильные, из железа и бетона, с подцветкой и без – их стало также очень много. Угрюмые великаны, безупречные по форме и стилю – они лишены души, оригинальности, руки творца. Все чаще они контрастируют с пейзажем городов. А ведь задача архитекторов заключается не только в строительстве красивых зданий, но и в умении органично вписать их в окружающее пространство. Именно гармонии нового и старого, классического и модернизма не хватает многим современным районам.

А что касается современной архитектуры – вопрос остается открытым. Все прививается постепенно. Опыт зарубежных стран, в частности, Франции показал, что когда-то и Notre Dame de Paris отчуждал многих своими весьма броскими и «новыми» формами. Потом Эйфелева башня вообще раздражала консервативных французов. А сейчас они вместе, такие разные и особенные постройки, каждая в своем роде — символы Парижа.