Архитектура эпохи Ренессанса проявляет новое отношение к цвету по сравнению с готикой и восточными цивилизациями. Обращение к наследию античности, утверждение красоты и гармонии мира, его художественной целостности приводят к использованию цвета в крупных городских ансамблях.
Цветовая палитра, как и раньше, заимствуется у природы, но на этот раз из нее берутся не нюансные, а контрастирующие цвета. Многоцветные мраморные фасады и покрытия шатров, цветовое членение зданий и кампанил, крупный рисунок мощений говорят о том, что цветовые контрасты сознательно преобразуют визуальное окружение.
Одним из распространенных архитектурных приемов стала разбивка светлой плоскости цветными полосами, образующими геометрический рисунок. Этот прием реализован в облицовке крупнейшего собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре.
Цветографика прямоугольников, колец, рамок, инкрустированных темно-зеленым мрамором на светлом мраморном фоне фасадов усложняет пластику архитектурной массы, воспринимаемой с примыкающих улочек лишь по частям, и масштабно связывает громаду собора с мелкой окружающей застройкой.
Цвет содействует достижению композиционной целостности значительного фрагмента города, причем полихромия становится объединяющим средством не столько за счет собственно цветности, сколько за счет контрастности сочетаний, графичности. Это открытие Ренессанса будет использовано в последующие столетия и в наше время.
О. Шуази — приверженец чистой формы — утверждает, что «Италия в средние века злоупотребляет контрастами цветных материалов; ее фасады были облицованы разноцветными мраморами или покрывались рядами камней, попеременно черных и белых…
Альберти для фасада церкви Санта-Мария-Новел-ла использует пестрый мрамор; фасад госпиталя в Фаенце пересекается высоким фризом из глазурованных плиток; мастера керамики из семьи делла Робиа оказывают громадное содействие архитекторам XV в.»