АРХИТЕКТУРА ТУРЦИИ XII—XIII вв.

Интенсивное строительство сельджуков в Малой Азии развернулось в XIII в. Сооружения того времени свидетельствуют о вполне сложившихся типах гражданских и

культовых зданий. На их планировке и внешнем облике сказались архитектурные традиции соседних государств — Ирана, Армении, Византии, Сирии. Из дворцовых сооружений до нашего времени сохранились лишь немногие руины, которые все же позволяют представить себе общий характер таких построек сельджуков. Как правило, они ставились на холме или высокой платформе и состояли из нескольких монументальных зданий.

Дворец Клыч-Арслана II (1156— 1192 гг.), расположенный на холме Ала-ед- Дин в Конье, включал несколько сооружений. Зафиксированные в начале XX в. руины одного из них (теперь разрушены) свидетельствуют о монументальности здания. Оно было сложено из кирпича; глухие высокие стены нижней части здания придавали ему вид крепости. Однако фасад по второму этажу был прорезан широкими и узкими арочными проемами, которые вели на окружающий здание балкон, покоящийся на массивных консолях. Стены этого высоко поднятого над землей помещения были облицованы майоликой.

В 1949 г. были раскопаны руины дворца Ала-ед-Дина Кей-Кубада (1227—1235 гг.) в центральной части города Кубадабада. Он состоял тоже из нескольких построек, включавших комнаты и большие залы. Там же на вершине холма сохранились остатки каменных стен маленького дворца, облицованных майоликой, одинаковой по цвету и узорам с глазурями дворца в Конье. Монументальны руины двух небольших резиденций сельджукской знати в окрестностях Кайсери — Хайдарбея (1252 г.) и Хизир Ильяса (1241 г.). Здания, сложенные из кирпича и блоков камня, имели вид замков.

На караванных путях возводились укрепленные одноэтажные ханы трех типов: перекрытые целиком, с внутренним двором, либо с двором и крытым залом. Интерьер небольших караван-сараев представлял собой прямоугольное помещение с рядами колонн или столбов, на которые опирались арки и своды; сверху устраивалась плоская кровля. Вокруг центральной части, нередко перекрытой куполом со световым фонарем, отводились места для животных, а ближе к стенам, где были сделаны скамьи и очаги— для людей. Таков Сусуз-хан (середина XIII в.) на дороге из Антальи в Бурдур. Здание сложено из каменных блоков; его углы и фасады были укреплены башенками-контрфорсами. Портал, со сталактитовой нишей, украшала сплошная резьба по камню.

В ханах второго типа портал, размещенный на продольной оси, вел в открытый прямоугольный двор. Вокруг двора располагались сводчатые галереи и помещения для товаров и фуража, конюшни, комнаты с каминами для постояльцев. В середине двора ставилась маленькая открытая купольная мечеть-киоск на четырех арках. Чаще всего строились большие караван-сараи. К противоположной входу стороне двора такого хана примыкал крытый прямоугольный зал, вход в который также оформлялся порталом. Сводчатое перекрытие зала покоилось на колоннах или столбах, а в его центральной части устраивался световой фонарь. Ханы возводились из рваного камня; фасад, столбы и арки облицовывались тесаными каменными блоками.

Эвдир-хан (1210—1219 гг.) на пути Анталья — Коркудели состоит из прямоугольного двора, окруженного двумя рядами сводчатых галерей. Здесь нет крытого зала. Киркгоз-хан (1236—1246 гг.) на дороге из Антальи в Бурдур отличается от Эвдир-хана тем, что галереи и комнаты расположены по продольным сторонам двора, а в торце — узкий сводчатый зал. Интересна планировка Алара-хана (1231 г.), где двор имеет вид открытого коридора, застроенного по продольным сторонам комнатами. Эта центральная часть окружена галереями, а вдоль наружных боковых стен проходят узкие коридоры, перекрытые по всей длине одним стрельчатым сводом.

Особой монументальностью и размером характеризуются караван-сараи с двором и примыкающим к нему залом. Самый ранний из сохранившихся ханов с такой планировкой— Кизилвиран (1207 г.) на дороге Конья — Бейшехир. По продольным сторонам его двора располагались не галереи, а по четыре больших и глубоких сводчатых ниши.

Интересно решение портальной части в виде приставленного прямоугольного объема, прорезанного по оси сводчатым входным проемом. С одной стороны от въезда находилось квадратное помещение, а с другой— мечеть, открывающаяся в три стороны арками.

Очень выразительна архитектура одинаковых по планировке караван-сараев Па- лаз-хана (1236 г.) на пути из Кайсери в Сивас и Султан-хана (1229 г.) на дороге Конья — Аксарай. В Султан-хане по продольным сторонам вытянутого двора слева располагались комнаты, а справа — галерея. Ее украшенные резьбой арки и своды^опирались на мощные столбы. В центре двора стояла небольшая, тоже сложенная из каменных блоков мечеть. Она имела форму высокой квадратной в плане башни, поставленной на четыре массивные и широкие арки. Поверхность стен и арок украшала резьба по камню, а михраб — расписная майолика. К торцовой, противоположной входу, стороне двора примыкало обширное крытое помещение для товаров. Входной портал был украшен глубокой и разнообразной резьбой по камню. Толстые стены, мощные столбы, кладка из больших каменных блоков придавали громадному зданию (116,9X61,75 м) монументальность. У Сасадин-хана (1236 г.) вблизи Коньи, состоящего из двора с галереями и прямоугольного крытого зала, необычное расположение входа — с боковой стороны. Иначе, чем в других караван-сараях, решена и декоративная обработка портала: вместо пышной резьбы применено сочетание различного по цвету камня. Чередуются полосы из гладких плит синего и белого мрамора.