Архитектура средневекового Афганистана

В VI — начале VII вв. земли с многоплеменным населением к северу и к югу от Гиндукуша, входившие в состав тюркского каганата и отчасти Сасанидского Ирана (Сеистан и область Герируда), фактически распадались на множество мелких самостоятельных или полусамостоятельных владений.

Продвигаясь на восток, арабы захватили в 652 г. Герат, подчинили Сеистан, в 707 г. овладели сильно разрушенным Балхом, к концу VIII в. заняли долины Пандшира и Горбенда. Долина Кабула оказала упорное сопротивление и осталась практически независимой.

В X в. почти вся территория Афганистана принадлежала государству Саманидов. В это время налаживается хозяйство, расширяется ирригационная сеть и площадь обработанных земель. В Сеистане возводятся валы для защиты от песчаных заносов. Расцветают городская жизнь, торговля и ремесла. Балх, отстроенный заново в VIII в., в X в. по торговому значению не уступает Бухаре.

От раннего средневековья сохранились руины городов, отдельных крепостей и усадеб в Сеистане, долинах Бамиана и Кабула. У восточного конца Бамианской долины на неприступной скале высятся руины Шахри-Зохак с укреплениями из камня, сырца и обожженного кирпича; западнее устья р. Какрак на холме высотой ПО м видны остатки цитадели Голгола (самый город на плато и в долине исчез).

Раннесредневековые города и укрепления Бамиана погибли во время монгольского нашествия и с тех пор не возрождались. О былой населенности края свидетельствуют руины построек, в частности интереснейшие образцы оборонительных ‘ сооружений (например, двойные башни Шахри-Зохака).

Строительная техника того времени, как и более раннего, во многом близка среднеазиатской; стены выкладывались преимущественно из квадратного сырца крупного формата на глиняном растворе или из битой глины, которая формовалась отдельными слоями и блоками.

В ходу был камень— подручный материал гористых районов страны. Крупные, отёсанные по фасаду блоки перемежались с кладкой шиферных плит на глине. Обожженный кирпич применяется еще скупо в виде рубашки стен из сырца. Стены штукатурились смесью глины с песком и известью.

На внешних поверхностях сырцовых стен практиковался иногда любопытный прием штукатурки полосами, утолщенный нижний край которых препятствовал затеканию воды в постельные швы кладки. Штукатурка и покраска выполнялись часто с добавкой растительного клея, растительных соков. В покрытиях значительную роль играли своды; купола опирались на тромпы в форме перспективных арочек.

К концу X в. от саманидских владений отпало самостоятельное государство Газневидов (977—1186 гг.), основателем которого был Субук-Тегин. При султане Махмуде (998—1030 гг.) могущественное государство Газневидов охватило часть Северной Индии, Хорасан, Хорезм. Интенсивно росли города. Газневидские правители совершали грабительские набеги, расточая захваченные сокровища на постройку роскошных дворцов и мечетей.

В тот период получает законченные черты облик феодального города, утверждается новая типология зданий, формируются черты местной строительной школы и расцветает великолепное искусство архитектурного орнамента.

Города, как и прежде, укрепленные глинобитной или сырцовой стеной с башнями, обрастали ремесленным пригородом. Политическая власть сосредоточивалась в цитадели — арг. Сердцем городской жизни становится расположенный на пересечении главных улиц базар со множеством мастерских и лавок, в окружении караван-сараев и бань.

На смену многообразию доисламских культовых зданий приходит единый тип — мечеть. Соборная мечеть с галереями вокруг двора и минаретом занимает в городе центральное положение по соседству с базаром. Минареты с круглым, слегка уширенным книзу стволом близки по формам иранским и среднеазиатским.

Примером может служить минарет в Давлятабаде, расчлененный поясами узорной кирпичной кладки, с лентой надписи, выполненной несхом. Как указано в надписи, минарет возведен по приказу Мухаммеда ибн Али, визиря султана Санджара, когда тот правил Хорасаном (предположительная дата 1108—1109 гг.). В XI в. уже строились медресе.

В композиции зданий, как жилых, так и общественных, видную роль играет сводчатый айван — наследие древности Двуречья и Хорасана. Для декора характерны геометрический орнамент, выложенный из сырцового и обожженного кирпича, а также растительные и эпиграфические узоры, исполняемые в резной терракоте и стуке.

В геометрическую сетку из шлифованного кирпича обычно включались вставки резной терракоты и стука. Великолепной резьбой украшались мраморные панели и полотнища дверей.. Ислам вытеснил изобразительное искусство из мечетей, но оно было широко представлено во дворцах мраморными рельефами и настенной живописью.

Газни, блестящая столица, украсился огромным дворцом. План постройки длиной до 880 ж, шириной от 550 до 680 ж слегка трапециевидного контура с большим центральным и дополнительными дворами, видимо, характерен для дворцовых сооружений той эпохи.

Центральный двор 42х20 м, вытянутый в меридиональном направлении, был вымощен вдоль стен белым мрамором с бордюром серо-зеленого камня. Дворец окружала стена с полукруглыми башнями. Стены из сырца на каменном фундаменте лишь местами были сложены из обожженного кирпича. Хотя сами постройки почти не сохранились, но о их былом великолепии можно судить по остаткам богатейшего декора.

Сохранились мраморные панели с рельефами тематического содержания, изображавшими сцены охоты, фигуры придворных и танцовщиц. Плита с двусторонней резьбой растительного и зооморфного характера служила, видимо, перегородкой.

Плитки резной терракоты с эпиграфическим и растительным орнаментом, порой двуплановым, обрабатывались после обжига; фон орнамента иногда выложен стуком в виде рельефной фактуры из вдавленных треугольников или вставочек растительного узора.

Найдены также глазурованные плитки стенового декора зеленого, коричневого и желтого цвета с изображением животных и растительных мотивов. Построенный в начале XII в., дворец подвергался неоднократным переделкам, а при Хорезмшахах был заброшен.

Газневидские правители решили увековечить память о военных победах постройкой архитектурных монументов. Если римские императоры ставили с этой целью триумфальные арки или колонны, то Газневиды возводили башнеобразные сооружения типа минарета звездчатого плана, которые, по-видимому, генетически сближаются с мемориальными башнями Северного Ирана. Газнийских башен две: минареты Масуда III (1089—1115) и Бахрам-шаха (1117—1153 гг.).

Минарет Масуда III высится против северной стены дворца (примерно в 275 ж от нее). Каждая пара граней восьмиконечной звезды оформлена тончайшим затейливым орнаментом особых неповторимых комбинаций геометрических и растительных мотивов.

Орнамент собран в квадратные панно, окаймленные эпиграфическим бордюром и рамками из кирпичиков. Верхняя граница звездчатой башни обозначена широким эпиграфическим поясом меж орнаментальных полос. Эта башня высотой около 45 ж представляла собой прежде лишь цоколь для более стройного круглого ствола, завершаемого, по-видимому, сталактитовым венцом.

Незаконченные части панно выдают технику декора: орнамент вырезался после укладки тесаного кирпича на идеально гладкой поверхности. Вторая, более поздняя, башня, расположенная в 600 ж к западу от первой, по формам повторяет ее, но орнамент здесь упрощен и сводится к геометрическим узорам в кирпичной кладке. Круглый венчающий столп также не уцелел.

Первоначальная высота газнийских башен была весьма значительной. Если судить по сохранившейся эскизной зарисовке башни Масуда, где виден круглый ствол, последний высотой не уступал цоколю. Значит общая высота составляла примерно 90 м(!).

Махмуд Газневи похоронен близ Газни (ныне с. Реза); беломраморное резное надгробие первоначально находилось под открытым небом и лишь в прошлом столетии над ним был возведен купольный мавзолей.