Если в экваториальную Африку европейский капитал начал проникать с XIX в., на юге он господствовал уже два столетия— Южная Африка была форпостом колониализма на континенте. В 1796 г. Капская колония была захвачена Англией. В 1803 г. голландские колонисты — буры— вернули свои владения, однако с 1806 г. там окончательно утвердились англичане. Буры начали колонизацию новых земель и основали республику Наталь, но в 1843 г. были и оттуда вытеснены англичанами. Продвинувшись еще дальше на северо-восток, буры создали две новые республики— Оранжевую и Трансвааль, однако после открытия на этих землях алмазных месторождений (1869) и/ золота (1886) Англия начала войну против буров и в 1902 г. присоединила эти земли к захваченным ранее. В 1903 г. Англией были захвачены Южная и Северная Родезия. В страну устремился английский капитал, началась интенсивная эксплуатация природных богатств. Строились железные дороги. Так, в 1892 г. Трансвааль был связан с Капштадтом (Кейптауном), в 1894— 1895 гг. — с бухтой Алгоа и Наталем. В 1905 г. через р. Замбези у водопадов Виктория перекинули железнодорожный мост пролетом 195 м на стальных фермах. В 1910 г. все колонии были объединены в Южно-Африканский Союз.
В 1855 г. буры основали укрепленный поселок Преторию, который с 1860 г. стал столицей Трансвааля. Для города было выбрано место в красивой и богатой водой долине, у скрещения путей на север и во
сток. Развитие города, не регламентируемое никаким местным управлением, долгие годы шло стихийно. Лишь в 1881 г. был избран первый муниципалитет, но это не внесло каких-либо перемен в развитие застройки, и лишь в 1907 г. Претория приобрела городской облик и стала обрастать пригородами. Рядом с золотыми приисками возник город Иоганнесбург, быстро развивавшийся. Но Капштадту, на крайнем юге страны, золотая лихорадка не прибавила блеска — с беспорядочной застройкой и немощеными улицами без тротуаров он выглядел к концу XIX в. неряшливым поселком.
Планировка южноафриканских городов была лишена индивидуальности: Претория и другие города, возникшие в прошлом столетии— Порт-Элизабет (1820), Дурбан (1824), Блумфонтейн (1844—1846), Иоганнесбург (1886), застраивались по стандартной прямоугольной сетке.
Традиции «капской архитектуры» XVIII в. во второй половине прошлого столетия сохранились до известной степени лишь в Претории, где строилось немало домов с характерными «капскими» фронтонами. В Капштадте вошла в моду неоготика — постройки из красного кирпича с множеством выступов и башенок; здание парламента (арх. Г. С. Гривер) представляло собой плохую копию лондонского адмиралтейства.
В Иоганнесбурге строилось множество деловых зданий, отели, клубы. В их архитектуре соединялись пережитки готики, барокко и классицизма. Выделяется своим сложным декором Палас-Билдинг — первое 3-этажное здание города (1889, арх. Дж. С. Доналдсон). Невзрачные 1-этажные жилые домики под кровлей из гофрированного железа скрашивал протянутый вдоль фасада навес на деревянных столбах с фестончатыми перемычками (таков был и дом президента бурской республики Крюгера). К концу столетия эти дома сменились особняками с башенками и фронтонами.
Стоимость городских земель в городах Южной Африки быстро повышалась. И в начале XX в. Иоганнесбург стал уже застраиваться небоскребами. Первым небоскребом африканского материка был выстроенный в 1903 г. Корнер-хауз (управление золотых приисков), достигавший в высоту 38 м, а в 1904 г. поднялся отель «Карлтон». Тесаный камень одевал их по стальному каркасу, классическими формами. Строителем был шведский инженер Айвор Крюгер.
Дома раннего Наталя выходили окнами на обращенную в сторону моря веранду, которая играла роль ветроуловителя и служила главным жилым помещением. Наиболее известным архитектором Наталя был Филип Даджин, построивший в формах простого и строгого классицизма здание банка в Питермарицбурге (1880) и первую мэрию Дурбана (1885). Здание мэрии с фронтоном на колоннах квадратного сечения и часовой башней с высоким шпилем впоследствии было превращено в почтамт. Необарочные формы нового здания мэрии, возведенного в 1906 г. С. Дж. Худсоном по проекту Н. Е. Вулакотта, навеяны зданием парижской Оперы.
Единственное, что объединяло архитектуру разных городов Южной Африки, это — стандартные чугунные детали, поставляемые фирмой «Макфарлана» из Глазго (литые колонны и безвкусные ажурные решетки, продававшиеся ярдами). Постройка лондонского Хрустального дворца сделала эти элементы необычайно популярными, и они находили повсеместное применение. Например, в Дурбане из литых элементов поставлен памятник Васко де Гама-скульптура под вычурным балдахином на колоннах, в Питермарицбурге — парковая эстрада для музыкантов. В Иоганнес- бурге первоначальный 3-этажный Корнер- хауз конца XIX в. опоясывали крытые веранды с ажурным литым орнаментом.
Для того чтобы направить в единое русло разнохарактерные архитектурные заимствования на африканском континенте, была нужна твердая рука хорошего мастера, которым и стал приехавший в 1891 г. из Англии Герберт Бэйкер (1862—1946). Первые годы деятельности Бэйкера протекали в Капштадте. В 1901 г. он был послан в только что присоединенный Трансвааль и поселился в Иоганнесбурге.
Выросший в Кенте, в окружении памятников средневекового зодчества, Бэйкер много занимался их изучением и реставрацией и был восприимчив к старым традициям. На него произвела сильное впечатление капская архитектура XVIII в. Ее черты он возродил в своих ранних африканских постройках. Это были в основном особняки. Он построил три дома для президента Родса, собственный дом «Сэнд- хилл» среди прибрежных дюн близ Кап- штадта, дом для артистов и литераторов «Вулсак», где подолгу жил Киплинг. Значительной вехой в творчестве Бэйкера была поездка по Италии и Греции, после которой в его работы проник дух классицизма. Монумент павшим при завоевании Трансвааля построен Бэйкером по образцу мавзолея в Галикарнасе (Кимберли, 1905). Памятник Родсу с его дорйческим портиком подсказан формами пергамского алтаря (Капштадт, 1908). В формах классицизма построен и вокзал в Претории (1908). Постройки Бэйкера отличаются простым планом, добротной и строгой архитектурой, выполнялись они из местных материалов. Его первой заботой было наладить добычу местного камня, обжиг кирпича и черепицы, собрать и обучить мастеров. Кирпичные стены штукатурились, крыши покрывались шифером, черепицей, дубовой дранью. В Капштадте Бэйкер сотрудничал с Френсисом Мэси, в Иоганнесбурге — с Эрнстом Слопером.
Бэйкер построил в Южной Африке огромное число жилых домов — до четырехсот (только в Трансваале — около трехсот). План небольших домов имел прямоугольное очертание, более крупных — в форме Н. Такая конфигурация плана в усадьбах XVIII в. объясняется тем, что высокие камышовые крыши не позволяли покрывать большой пролет и приходилось размещать комнаты в один ряд, оставляя веранды открытыми (см. ВИА, т. VIII). Теперь же просветы между помещениями заполнялись лоджиями и все вместе покрывалось общей кровлей.
Англиканские церкви Южной Африки строились в середине XIX в. без участия архитектора. Курьезно, что строительством занималась жена епископа Грея, предпочитавшая готику. Бэйкер в какой-то мере продолжил это направление, строя церкви базиликального плана с апсидой. Самая крупная из них-—собор св. Георгия в Кап- штадте. Проект составлен в 1898 г. вместе с арх. Мэси, фундамент заложен в 1904 г., но строительство затянулось и было закончено лишь в 1957 г. арх. Кен- деллом. Аскетичные формы с едва намеченной стреловидностью арок и слабо выступающими контрфорсами тяготеют уже не к готике, а скорее к романскому стилю. Цветные витражи выполняли Христиан Вал и К. Парсонс из Лондона.
В связи с открытием приисков возникла надобность в строительстве контор и фирм. Бэйкер был в этой отрасли пионером, но не новатором. В облик этих построек он перенес черты жилищного и церковного строительства. Однако после поездки по Италии в решение одного из таких зданий, построенного в Капштадте в 1902 г., он ввел оригинальную черту — внутренний дворик с фонтаном, украшенным птицей наподобие тех, какие венчали столбы Зимбабве. Здание в целом напоминало палаццо.
При многочисленности построенных им зданий Бэйкер никогда не повторялся, каждая из его работ индивидуальна по облику и деталям.
Вершина творчества Бэйкера отмечена строительством в 1911 г. правительственного здания в Претории, которая стала в 1910 г. столицей Южно-Африканского Союза. Это здание стоит на восточном склоне холма в 2,5 км от города. Его два крыла с внутренними дворами связаны широкой дугой ионической колоннады, отсюда полукольцом сбегают ступени к небольшой купольной ротонде. Ниже по склону опускаются террасами цветники. Целостное, гармоничное в пропорциях и деталях, это сооружение положило начало новой эпохе в архитектуре Британской империи. Трансвааль стал центром, откуда архитектурные идеи распространялись не только на соседние английские колонии — Родезию и Кению, но даже в какой-то мере на Индию и саму метрополию.
Окружив себя талантливой молодежью, Г. Бэйкер создал школу. Его последователями стали В. С. Риз-Пул, Дж. И Пирс, Г. Лейс и др.
В архитектуру Южной Африки внес свою долю и другой крупный английский зодчий — Эдвин Лаченс. По его проекту строилась Галерея искусств в Иоганнес- бурге— большое распластанное здание из песчаника под черепичной кровлей с внутренним двором. Проект этого здания был составлен в 1911 г., но строительство, растянувшееся до 1936 г., так и не было полностью завершено.
В 1911 г. Бэйкер уехал в Индию, где работал совместно с Лаченсом (проектирование и строительство Нового Дели).
Как и в других странах континента современная архитектура Южной Африки, особенно Наталя, имеет самое разнообразное происхождение. Ввезенные в Африку из разных континентов рабочие переносили сюда свою религию и обычаи. В стране насчитывалось до 400 тыс. индийцев — рабочих, торговцев, ремесленников. Так, почти в центре Дурбана появились три индуистских храма (первый в 1862 г.). Они построены в характере дравидийских святилищ юга Индии — кубические здания, расчлененные по фасадам пилястрами и увенчанные лотосовидным куполом с ромбическими чешуями и скульптурными деталями. Скупо деталированный храм Кришны
(1898—1901) с полусферическим куполом и четырьмя миниатюрными угловыми куполками возведен в традициях архитектуры севера Индии.
К северу от Дурбана виден издалека один из храмов Вишну, стоящий на холме (1908). Его наружные стены и пирамидальный купол, нагруженный массой скульптурных форм (тема пламени), выбелены; стены интерьера и лежащий на четырех столбах плоский бетонный потолок лишь слегка тронуты орнаментальной росписью. Красочный акцент в интерьер вносят деревянные скульптуры богов в одеждах шафранового цвета и каменные раскрашенные изваяния. Храм строил Кристалла Реддияр из штата Мадрас (1868—1941).
Обобщая все сказанное об архитектуре африканского континента XIX — начала XX вв., можно отметить чрезвычайно пестрый ее характер, что зависело от бурной европейской экспансии в Африку в этот период.