Знаменитый зодчий эпохи Позднего Возрождения Андреа Палладио (настоящая фамилия Андреа ди Пьетро) родился в 1508 году в городе Виченце провинции Венето.
Шестнадцатилетним юношей он вступает в цех каменщиков города Виченце, где занимается резьбой по камню. Учится строительному искусству у Джованниди Джакомо и Джирелано Пирони.
В 1536 году на молодою каменотеса обратил внимание поэт Джанлжорджо Триссино, который сыграл большую роль в становлении Андреа как архитектора. Триссино приобщил Андреа к гуманитарной культуре Рима. Он же дал Андреа прозвище Palladius, т. е. любимец Афины Паллады.
Вместе с Триссино Андреа отправляется в Рим. В Риме он был трижды (с 1541 по 1547 год, и 1550 и в 1554 году). В древнем городе он очень внимательно изучал архитектурные памятники Древнего Рима, стремясь с помощью своих наблюдении вывести закономерность, логическое построение основ римского зодчества для того, чтобы найти свой стиль — мужественный и строгий, без всяких украшательств.
Путешествуя, он посетил Верону, Сплит (Хорватия), Ним (Франция), где изучал архитектурные памятники обмеры.
Начиная с 40-х годов XVI века Палладио приступает к самостоятельной работе. Так начинается творческий путь молодого архитектора. Он принимает участие в конкурсе по Перестройке ратуши Виченце. Победа на конкурсе дата возможность Палладио стать известным обществу. К нему стала обращаться венецианская знать с заказами на постройку вилл. В 60-е годы Палладио возводит oгpoмное количество дворцов, строит мосты и театр в Виченце — городе, который благодаря таланту Палладио становится одним из красивейших в Италии.
Театр в Виченце — первый театр в Европе, построенный под крышей. Об этом театре известный испанский художник Сальватор Дали (1904-1989) писал: «Если бы меня попросили назвать места, которые произвели на меня наиболее сильное впечатление своей таинственностью, я назвал бы театр «Олимпико» в Виченце, как наиболее эстетически загадочный и возвышенный». Около 1567-1591 годов Палладио строит знаменитую виллу Ротонда.
Вилла Ротонда расположена на возвышенности среди долин, хорошо видна со всех сторон. Четыре фасада организованы портиками-лоджиями.
Широкие лестницы портиков выдвинуты вперед. Портики вместе с куполом, венчающим ротонду, составляют четкую композицию. В центре виллы круглый купольный зал, вокруг которого расположены помещения.
Лестницы, ведущие па второй этаж, находятся в местах примыкания круглого зала к внутренним помещениям. Планы помещений и всего здания представляют собой законченные построения благодаря хорошей связи центральной части с другими частями виллы издания с природой. Хозяйственные блоки скрыл в склонах холма.
Палладио много работает, строит и в Венеции. Он возводит замечательные дворцы-палаццо Кьеригати (1580), Тьеис, Вальдемарана (1556); церкви Сан-Джорджо Маджо-ре (1560-1610), Сан-Франческо делла Винья (1562-1570), Реденторе (1576-1592).
Палладио был крупным теоретиком архитектуры. В 1554 году в Венеции издается его «La antichita di Коша» — путеводитель по Риму. В 1570 году там же, в Венеции, вышел в свет знаменитый трактат, который можно считать азбукой теории классицизма, — «Quattro libri dell’architektu-га» — «Четыре книги об архитектуре». Он станет настольной книгой для будущих поколений архитекторов. Трактат переведен почти на все европейские языки.
Первый русский неполный перевод трактата Палладио был опубликован в Петербурге в 1798 году. Полный перевод трактата осуществлен виднейшим русским архитектором И. В. Жолтовским (1867 1959), одним из крупных и последовательных налладианцев (изд. Академии архитектуры, 1936).
А. Палладио, один из ярких зодчих в истории европейской архитектуры, оказал большое влияние на весь последующий ход ее развития.
Под влиянием учения Палладио находились английские зодчие (И. Джонс, В. Кент, Уильям Чеймбсрс). французские (Н. Ф. Блондель, Ж. Ж. Суфло, Ж. А. Габриель), немецкий (Э. Холль), итальянские (Скамоцци и его школа) и русские (М. Ф. Казаков, И. В. Жолтовский).