Мечеть Эски Фатих в Стамбуле (1463— 1471 гг.), разрушившаяся во время землетрясения, была восстановлена в первоначальном виде в 1771 г.. Возможно, при этом в конструкции купола зала отразились достижения XVI—XVII вв.,хотя план общая структура были продиктованы сохранившимися остатками мечети. Архитектор, взяв за основу планировку мечети Уч-Шерефели, развил ее. Молитвенный зал был увеличен почти до квадратного. Его боковые части перекрыты шестью небольшими куполами, а средняя — массивным куполом и отделенным от него аркой полукуполом перед михрабом. Здесь впервые в пространственную композицию турецкой мечети было введено сочетание купола с полукуполом, видимо, не без влияния архитектуры собора св. Софии.
В основу планировки первых османских медресе, построенных в Изнике и Бурсе, положены планы сельджукских, где по периметру открытого двора размещались купольные галереи, а за ними худжры. Однако в них отсутствуют айваны на осях двора, а в направлении кыблы возводится купольная дарсхана, выступающая из пределов прямоугольного плана; худжры открываются окнами на фасады. Медресе строились в основном одноэтажными из кирпича и камня. От сельджукских они отличаются и более скромным декором, который очень умеренно вводился только в интерьерах; кладка на фасадах оставалась необработанной, главные входы утратили обильную резьбу по камню.
Одно из ранних сохранившихся медресе— Йилдырыма Баязида в Бурсе (1399 г.) — характерный пример этих зданий XV в.. Худжры расположены по продольным сторонам двора, от которого отделены аркадами сводчатых галерей. К торцовой, противоположной входу стене, как бы приставлено квадратное здание дарсханы. Интересно, что ритм аркад галерей соответствует не расположенным за ними помещениям, а входам в них, устроенным в углах худжр. В центре двора над фонтаном выстроена легкая шестигранная ротонда. И внешние, и дворовые фасады оставлены в кладке из чередующихся рядов камня и кирпича; кровля черепичная. Умерен декор интерьеров, купол дарсханы покоится на парусах из сталактитов и карнизе из треугольных призм.
Одновременно рядом с медресе Иилды- рым Баязида было выстроено здание психиатрического госпиталя, которое в основном повторяет и планировку, и объемную композицию учебного заведения. Оно расположено на участке с понижающимся рельефом, который придает живописность зданию. Наклонная поверхность обусловила устройство невысоких лестниц у галерей и создание ступенчатой дорожки, ведущей через весь двор от входа к купольному залу, выгодно поставленному на самом высоком месте.
Пример строительства комплекса медресе и больницы не единичен; в средневековой Турции оно было распространено, свидетельствуя о высокой культуре страны для того времени.
Аналогичную планировку и архитектуру имеют медресе Зеленое (1421 г.) и Мурада II (1426 г.) в Бурсе. Только в первом из них в середине каждой продольной стороны двора сделаны дополнительно две дарсханы одной высоты с худжрами,-открывающиеся в галерею широкими арочными проемами. Большая дарсхана поставлена несколько выше уровня двора; ее купол покоится на сталактитовых тромпах и карнизе из треугольников.
В медресе Челеби Мехмеда в Мерзи- фоне (1414 г.) строители отошли от принятой схемы. По осям квадратного двора расположено по купольному айвану, выступающему из плоскости фасадов; один, оформленный с внешней стороны порталом, служит входом во двор. В планировке еще сохранилась связь с сельджукскими четы- рехайванными медресе.
В одном из первых османских медресе в Бурсе, построенном Мурадом I около 1363 г., совмещены функции медресе и мечети. Здание двухэтажное, первый используется под мечеть, а во втором расположены худжры. План мечети имеет много общего с мечетями Орхана-бея и Зеленой в Бурсе. Центральное место занимает большой прямоугольный зал высотой в два этажа, он разделен на две части: первая, квадратная, перекрыта куполом на 16-гранном барабане, а прямоугольная, примыкающая к михрабу — сводом. Более развиты входные и боковые части, состоящие из нескольких небольших зал. Главный фасад оформлен двухэтажной купольной галереей. Худжры медресе расположены с трех сторон зала; они выходят во внутренний коридор, замыкающийся на юге маленькой комнатой над михрабом мечети. В северо-восточной части здания находится невысокий минарет (26,5 м). Суровость боковых фасадов смягчается двумя рядами окон. В технике строительства медресе и в некоторых архитектурных формах чувствуется византийское влияние. Первый этаж здания сложен из камня, а второй — из чередующихся рядов камня и кирпича. Купольные галереи раскрываются на боковых фасадах, как и в мечети Орхан-бея, сдвоенными, но уже стрельчатыми арками, которые опираются на колонну с капителями, заимствованными из византийских построек. В то же время планировка носит чисто турецкий характер.