Англия восприняла зародившуюся во Франции готическую архитектуру быстро и легко из-за прочных связей с французами в результате монархических браков и владения там западными землями. Однако целиком французская система строительства не была перенесена на английскую почву.
Ее формы видоизменялись в соответствии с местными традициями. Англия сформировала собственные характерные черты готического строительства, которые можно проследить на примере самого значимого готического собора в Солсбери (1220—1266). Собор построен в сельском предместье, что существенно сказывается на его восприятии по сравнению с французскими соборами, которые возводились в тесной городской застройке.
При взгляде на план вызывает удивление полное отсутствие помещений полукруглой формы. Собор весь построен на геометрически прямоугольных членениях. Главный трансепт пересекает центральный неф практически посередине. Его средокрестие отмечено единственной островерхой башней внушительных размеров.
Деамбулаторий и восточная абсида непривычно понижены относительно среднего нефа. Обращает на себя внимание отсутствие аркбутанов. Небольшие аркбутаны были возведены при поздних реконструкциях. Контрфорсы полностью скрыты в стенах боковых нефов. Это оказалось возможным в связи с тем, что английские соборы имели очень толстые стены, в которых иногда устраивались даже проходы. С другой стороны, они были существенно ниже своих собратьев во Франции. Так, собор в Солсбери имел высоту среднего нефа всего 25,6 м, в то время как собор в Амьене — 43,5 м. Это позволяло при излишне толстых стенах успешно скрывать контрфорсы в их толше и обходиться вообще без аркбутанов.
С другой стороны, английские соборы отличались большой пышностью внутреннего декора, использованием разных материалов. Это было связано с активным и успешным развитием экономики, что подтверждалось тем фактом, что в ХIII в. из 40 самых богатых епархий Европы 12 находились в Англии.
В связи с этим английские зодчие стремились не столько к техническим новшествам, сколько к созданию красивых, богато украшенных соборов. Так, интерьер Солсберийского собора привлекает красочностью примененных материалов. Зодчие использовали на фоне светлого известняка пилястры, подоконники и капители из темного блестящего, похожего на мрамор материала, так называемого пурбекского мрамора.
В действительности это был один из видов известняков, который хорошо полировался под мрамор. К замечательному контрасту материалов добавлялись яркая роспись профилей арок и сводов, красочные витражи. Все вместе создавало великолепное впечатление. Изысканная, затейливая моделировка опорных столбов, глубокое профилирование арок над ними свидетельствуют об удивительной изобретательности английских зодчих.
Еще одно неординарное решение заключалось в том, что опорные столбы не связаны пилястрами с нервюрами сводов. Нервюры останавливаются на стенах и не переходят в гурты колонн. Это решение стало еще одной характерной особенностью английской архитектуры. Рассмотренные отличительные черты собора в Солсбери легли в основу своеобразия английской архитектуры.
Собор в Линкольне дал дальнейшее направление развитию декоративной стороны убранства интерьеров. Причем от декорирования собственно стен и оконных проемов зодчие перешли к созданию сложного рисунка нервюр.
Ажурная каменная работа достигает невероятных высот исполнительского искусства, что отчетливо читается в интерьере собора в Эксетере, построенного в 1310 г.. Своего апогея искусство декораторов-каменщиков достигло в капелле Королевского колледжа в Кембридже, построенной в 1466—1515 гг..
В северные земли Нидерландов готика пришла поздно. Здесь она получила иное применение. В готическом стиле стали возводиться чисто светские постройки, такие как ратуши. Изысканность декоративной обработки фасадов вышла за пределы разумного. За пышным убранством фасада ратуши в Лувене скрывается трехэтажное административное здание, конструктивную сущность которого чрезвычайно сложно уловить. Здание скорее напоминает шкатулку с витиеватым резным узором, который сбивает масштаб постройки, и тем самым ратуша больше походит на причудливый сказочный терем.