Плеяду дворцов Раннего Возрождения продолжило палаццо Ручеллаи, построенное Леоном Баттистой Альберти (1404—1472). В 1446 г. Альберти приступил к созданию проекта дворца. Следуя идеям своего трактата «Об архитектуре», а также указаниям Витрувия, Альберти применил на фасаде ордерные системы, которые Микелоццо использовал только в интерьере внутреннего дворика.
Альберти повторил ордер из пилястр на трех уровнях фасада по принципу от дорического, строгого и немногословного в своей пластике, на первом ярусе, к более легкому ионическому — на втором и, наконец, к наиболее изощренному и утонченному коринфскому — на третьем. Ярусы разделены фризами с личной эмблемой Джованни Ручеллаи — парусом, наполненным ветрами Фортуны.
Кладка практически одинаковая на всех ярусах, и только применение различных ордерных систем и разных по форме окон (в верхних рядах — арочные, в нижнем — квадратные) подчеркивает облегченность фасада кверху. Однако не это являлось главной задачей автора. Он, скорее, стремился создать более целостную композицию фасада. Завершая здание ордерным карнизом с большим выносом,
Альберти подчеркивал единство образа. Все держится на гармонии и симметрии — двух столпах творчества теоретика архитектуры эпохи Раннего Возрождения Альберти. Ручеллаи был банкиром, а потому дворец имел цоколь с традиционными скамьями для посетителей, что точно указывало на сферу деятельности его хозяина.
Однако отточенность стиля и элегантность замысла палаццо Ручеллаи не нашли продолжения в постройках того времени. Только через сто лет начали применять ордер в решении фасадов дворцов. Основным направлением в архитектуре останется пример палаццо Медичи, который отражал могущество его хозяина, а не эстетическую изысканность, например, палаццо Строцци (1489—1504), построенное по проекту Джулиано да Сангалло. Авторство Джулиано да Сангалло точно не установлено. Облик дворца уступает дворцу Медичи. Монотонность решения фасада лишает его выразительности и делает во многом безликим.
Спад торговли в Средиземном море и распространение гуманистических идей на север страны в конце XV в. определили начало следующего этапа развития Ренессанса. С этого времени наступил период Высокого Возрождения, который продлился до первой половины XVI в. Первую скрипку в продолжении развития культурных традиций эпохи начал играть Рим.
Идея возрождения античного Рима связывалась в умах с возрождением величия Италии. Кроме того, Рим был резиденцией пап, которые также стремились поднять свой престиж. Все это послужило причиной к проведению широких строительных работ. Папству не были чужды гуманистические идеалы, и поэтому оно содействовало процветанию всех видов искусств эпохи Возрождения. При дворе Папы Юлия II работали наиболее выдающиеся архитекторы того времени (Браманте, Микеланджело, Антонио да Сангалло и др.), которые перерабатывали тенденции раннего периода путем внесения в них большей монументальности и завершенности.
Дорический и тосканский ордера, обладающие большей строгостью и достоинством, приобретают самое широкое распространение. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. Личные палаццо обретают общественное звучание, становясь прототипами будущих общественных зданий. Возрождается понятие загородной виллы, которая строится как целостный ансамбль.
Наиболее крупным архитектором этого времени стал Донато д’Анджело Браманте (1444—1514). Палаццо Канчеллерия, построенное ок. 1489—1517 гг. для кардинала Рафаэле Риарио, приписываемое Браманте, сразу внесло существенные коррективы в композицию привычного для Раннего Возрождения дворца.
С одной стороны, здание несло в себе облик общественного сооружения, так как являлось главной папской канцелярией, с другой — палаццо оставалось жилым дворцом со всеми принципами планировочного решения жилых дворцов предшествующей эпохи. Здание имело традиционно большой внутренний двор, окруженный аркадами, но при этом само оно было вписано в участок не совсем прямоугольного очертания.
Здание представляло собой огромный параллелепипед, разделенный по фасаду на три яруса. Однако членения с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Пилястры активнее выступают из стен, окна имеют самую разнообразную форму и обрамлены сильно выступающими из стены наличниками, что придает им самостоятельное пластическое звучание. Внутренний двор окружен двухъярусной аркадой. Работы Браманте ознаменовали наступление нового периода в истории архитектуры — периода Высокого Возрождения.
Притязания папства на верховенство не только в религиозной, но и в светской областях вызвали к жизни ряд архитектурных проектов, утверждающих эту идею. Первый проект был выполнен Браманте по заказу испанских монархов. Необходимо было возвести поминальную капеллу на месте мученической смерти св. апостола Петра. Так был создан один из самых ярких
архитектурных памятников эпохи — Темпьетто Сан-Пьетро-ин-Монторио (ок. 1502 г.), который стал образцом нового сложившегося стиля. Браманте, обращаясь к античным источникам, возрождает центрический тип храма. Небольшая ротонда стоит на невысоком подиуме над криптой. Здание окружено тосканским ордером, завершенным мощным антаблементом с балюстрадой. Капелла увенчана куполом с фонарем, форма которого менялась в разные времена.
Здание окружено плотной застройкой. Однако точно выработанные пропорции ордера и соотношение частей сооружения, контраст между сплошной стеной основного помещения капеллы, пилястрами и глубокими нишами, а также ясно и конструктивно выделенной ордерной колоннадой делают капеллу настолько монументальной, что своим присутствием здание как бы раздвигает теснящие его стены и предстает во всем величии мученического подвига св. Петра и замысла автора. Темпьетто была признана уже при жизни автора одним из лучших памятников эпохи.